«Столыпинский» храм в селе Мордвиновка

Фамилия Столыпин знакома многим еще со школьной скамьи.

В историю эта фамилия прочно вошла благодаря Петру Аркадьевичу Столыпину — выдающемуся государственному деятелю и инициатору аграрной реформы 1906 года, над изучением которой в свое время корпело не одно поколение советских и постсоветских школьников. И хоть с течением времени суть этой реформы многими оказалась уже забытой, однако имя ее автора основательно закрепилось в долгосрочной памяти каждого из нас.

Петр Аркадьевич Столыпин
Петр Аркадьевич Столыпин — инициатор аграрной реформы 1906 года

Петр Аркадьевич происходил из древнего, восходящего в XVI век, дворянского рода Столыпиных, подарившего в свое время Российской империи множество талантливых, хоть и менее именитых государственных деятелей, военачальников, меценатов, писателей и публицистов.

Одним из представителей этого дворянского рода был и Дмитрий Аркадьевич Столыпин — писатель и поэт, мемуарист и композитор-любитель (а так же двоюродный дядя выдающегося реформатора Петра Аркадьевича). За громкими государственными делами, подобно двоюродному племяннику, он замечен не был, а большинство его трудов в области крестьянского хозяйства так и не получили должной оценки общества. Но несмотря на это имя Дмитрия Аркадьевича Столыпина навсегда осталось в истории одного из сел Запорожской области.

Дмитрий Аркадьевич Столыпин
Дмитрий Аркадьевич Столыпин — двоюродный дядяреформатора Петра Аркадьевича

Мордвиновка

Село Мордвиновка широко известно далеко за пределами Мелитополя и Мелитопольского района — именно в окрестностях Мордвиновки осенью 1943 года начался успешный прорыв неприступной немецкой оборонительной линии «Вотан», а уже в годы независимой Украины сюда ежегодно съезжались жители со всей Запорожской области для того, чтобы посмотреть на, приуроченную ко дню освобождения Мелитополя, историческую реконструкцию этого героического боя (которую организовывал военно-патриотический клуб «Противостояние»).

Мемориал советским воинам, павшим в бою за освобождение села Мордвиновка
Мемориал советским воинам, павшим в бою за освобождение села Мордвиновки

Официальной датой основания Мордвиновки считается 1871 год, хотя ее история началась многим раньше (в конце XVIII столетия), когда земли на берегу реки Молочной были жалованы капитану 1-го ранга греческого происхождения — Ламбро Качони.

Мордвиновка упоминается в 1828 году в документах в Планах дач генерального межевания
Мордвиновка впервые упоминается в 1828 году в Планах дач генерального межевания

В то время здешний край представлял собой просторную степь, ровное пространство которой лишь изредка прерывалось, значительно отдаленным друг от друга, ногайскими аулами да одинокими подводами, что медленно тянулись из Петровской крепости в сторону Геническа и Крыма через Овечий брод.

Местность, где сегодня расположена Мордвиновка и Овечий брод на карте 1787 года
Местность, где сегодня расположена Мордвиновка и Овечий брод на карте 1787 года

Отважный корсар-визирь (как часто называли Ламбро Качони), посвятивший всю свою сознательную жизнь сражению с турками и смело бороздивший бескрайние просторы морей, земледелию обучен не был да и не желал осваивать чуждые ему степные просторы, а потому уже в скором времени (предположительно в 1806 году) продал свои земли энергичному и деятельному графу Мордвинову (в честь которого село и получило свое название).

Ламбро Качони - первый владелец  земель на берегах реки Молочной
Ламбро Качони — первый владелец земель на берегах реки Молочной

Более подробно о Ламбро Качони и графе Мордвинове мне еще представится возможность рассказать в будущем, потому в этой статье ограничусь лишь краткими сведениями об этих двух выдающихся личностях своего времени.


Николай Семенович Мордвинов был не только талантливым флотоводцем и грамотным государственным деятелем, но еще и человеком большого сердца, хорошим управленцем и замечательным семьянином. В браке с англичанкой Генриеттой Коблей у графа подрастало четверо детей, а потому расширение земельных владений ввиду подрастающих наследников было делом выгодным и целесообразным.

В 1811 году средняя дочь Мордвиновых, Вера Николаевна, вышла замуж за Аркадия Алексеевича Столыпина, а в качестве приданного любящий отец передал ей часть своих имений, в том числе и земли на берегу реки Молочной с небольшим селением, состоящим из семи семей однодворцев. Вот как об этом пишет епископ Гермоген:

«в 1811 году земля эта перешла к дочери Мордвинова, Столыпиной: она в 1835 и 1847 годах заселила ее крестьянами своего имения…».

Однако в этих сведениях имеет место историческая ошибка так как вера Николаевна Мордвинова преждевременно скончалась от «нервической горячки» в 1834 году.

Вера Николаевна Столыпина (урожд. Мордвинова)
Вера Николаевна Столыпина (урожд. Мордвинова)

Доподлинно неизвестно, кому перешли дела по управлению многочисленными владениями упокоившейся четы Столыпиных (супруг Веры Николаевны скончался 9-ю годами ранее), то ли деду графу Мордвинову, который занимался воспитанием семи осиротевших внуков, то ли дядьке Афанасию Алексеевичу Столыпину, считавшегося неформальным опекуном своих племянников, но уже в 1835 году и в 1847 году приазовские земли были заселены крепостными из пензенских владений.

А пока переселенцы обустраивались на новых землях и осваивали целинную степь на берегах реки Молочной, один из сыновей супругов Столыпиных, Дмитрий Аркадьевич, успел окончить школу гвардейских прапорщиков, послужить в лейб-гвардии Конном полку, после чего уйти в отставку, пожить за границей и познакомиться там с учениями философа Огюста Конта, которые оказали существенное влияние на мировоззрение Дмитрия Аркадьевича.

По возвращению в Российскую Империю Дмитрий Аркадьевич занялся устройством быта крестьян в своих многочисленных владениях, в том числе и Мордвиновке, где внедрял практику арендных хуторов. Некоторые исследователи считают, что результаты хозяйственной деятельности Дмитрия Аркадьевича были настолько хороши, что в будущем его идея хуторного хозяйства легла в основу аграрной реформы двоюродного племянника Петра Аркадьевича Столыпина.

После отмены крепостного права Мордвиновка уже переставляла собой небольшое селение на 89 дворов, в которых проживало чуть более 600 человек. В селе действовал храм, в котором с 1865 года протоиереем Симеоном Максоровым велись метрические книги, а на окраинах работал кирпичный завод (завод принажлежал Винсу Е. Е., но находился в аренде у Ареньева А. К.). Жители занимались хлебопашеством и жили безбедно.

Стена Свято-Софиевского храма в Мордвиновке
Стена Свято-Софиевского храма в Мордвиновке

Поговаривают, что было в Мордвиновке и помещичье усадьба (экономия?) с собственным прудом, альтанкой, розарием и большим фруктовым садом, который даже указан в «Списке населенных мест Таврической губернии» за 1865 год.


Это сейчас фруктовый сад не является чем-то из ряда вон выходящим или исключительным, но в середине XIX века заложить в засушливой степи фруктовый сад или виноградник и довести его до плодоношения было весьма проблематично, а потому, имеющиеся при селах и колониях, сады во время переписи фиксировались в обязательном порядке.


Сложно сказать, видел ли хотя бы единожды воочию Дмитрий Аркадьевич свои земли на берегу реки Молочной или нет, но о своих владениях никогда не забывал. Именно с его легкой руки в 1871 году в центре Мордвиновки началось строительство нового каменного храма, которое длилось на протяжении 11 лет. Большой каменный храм был освящен 6 июля 1882 года во имя святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви. С тех пор двери церкви были всегда открыты для прихожан, коих к концу 1890-х годов насчитывалось 981 человек.

Стена Свято-Софиевского храма в Мордвиновке
Стена Свято-Софиевского храма в Мордвиновке

Дмитрий Аркадьевич Столыпин, ктитор Свято-Софиевского храма, умер в 1893 году, не оставив после себя наследников, однако его детище в селе Мордвиновка еще долгих три десятилетия после кончины основателя продолжало служить во благо и спасение верующих.

Дмитрий Аркадьевич Столыпин - основатель храма в Мордвиновке
Дмитрий Аркадьевич Столыпин — основатель храма в Мордвиновке. Фото с сайта

С победой большевиков и началом антирелигиозной компании в 20-е годы минувшего столетия церковь, которая долгое время служила лечебницей для человеческих душ, была закрыта, а в здании храма начал свою работу сельский клуб для молодежи.

Как складывалась судьба закрытого Свято-Софиевского храма во время Второй мировой войны, мне неизвестно, как неизвестно и то, были ли возобновлены хоть ненадолго богослужения в храме в период оккупации, однако в ходе освобождения Мордвиновки от немецких захватчиков и ожесточенных боев на линии Вотан в 1943 году, здание церкви/клуба чудом избежало полного уничтожения (учитывая тот факт, что в селе уцелело всего лишь 13 домов).

Сельский клуб в Мордвиновке
Сельский клуб в Мордвиновке

В послевоенное время к стенам бывшего храма была достроена новая фасадная часть здания. Как рассказывают местные жители, во время строительных работ, проводимых в 1950-е годы, в фундаменте была найдена бутылка с письмом-посланием от основателей храма. К сожалению, ни устная молва, ни письменные источники не сохранили до нашего времени содержание того послания, известно лишь то, что удивительная находка отправилась в Крым, где вероятнее всего нашла свое место на полках одного из музеев.

Стена Свято-Софиевского храма в Мордвиновке
Стена Свято-Софиевского храма в Мордвиновке

Сегодня от полуторавекового «столыпинского» храма в селе Мордвиновка сохранились только три стены — три «обезличенные» стены с наглухо заложенными оконными и дверными проемами, сбитой кирпичной отделкой и, местами оштукатуренной, кирпичной кладкой. А чтобы хоть как-то скрасить следы давних злодеяний, две израненные стены бывшего храма надежно спрятались за высоким кустарником от посторонних глаз.

Хотя, по правде говоря, посторонние здесь бывают нечасто, а жители Мелитополя и Мелитопольского района, отправляясь к степановскому побережью Азовского моря, даже и не сворачивают к центру Мордвиновки, чтобы посмотреть на, казалось бы, совершенно заурядный сельский клуб.

Сельский клуб в Мордвиновке
Сельский клуб в Мордвиновке

И только лишь жители Мордвиновки да немногочисленные ценители истории знают о том, что еще столетие назад на месте типичного сельского клуба сиял своими куполами Свято-Софиевский храм, изувеченные стены которого сегодня напоминают нам о необходимости уважать свою историю и бережно хранить память о ее создателях.

Как найти: Запорожская область, Мелитопольский район, село Мордвиновка

Посещение: бесплатно


Интересные места поблизости


Храм в селе Дунаевка
Храм с «чудесным» названием в селе Дунаевка

Вам также может понравиться...

2 комментария

  1. Фёдор says:

    Жаль нет фото или рисунка этого храма. Спасибо

    1. says:

      Согласна, мне тоже хочется посмотреть, как он выглядел прежде. Возможно, когда-то заеду в школьный музей и узнаю там.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.