В 2017 году американские психологи из Рутгерского университета пришли к заключению, что приятные воспоминания помогают эффективно справиться со стрессом. Это могут быть воспоминания о приятном событии, интересном месте, близком человеке или же воспоминания родом из детства, ну а лично для меня — это воспоминания о летних путешествиях 2020 года, года контрастов, когда, попавшая в зону коронавирусной турбулентности, страна ненадолго вернулась к докарантинному образу жизни, а туристы и путешественники наконец-то смогли довериться ветру странствий и отправиться, хоть и ограниченно, в новые увлекательные путешествия по стране.
Свято-Покровский храм в селе Боевое — одна из множества интересных достопримечательностей, которые я успела посетить в тот период. Сегодня этот храм является для меня не только тем самым приятным воспоминанием, которое помогает справиться с постоянным стрессом от происходящего вокруг, но и единственной, доселе не нашедшей места на страницах сайта, локацией из такого далекого, но весьма показательного 2020 года, продемонстрировавшего каждому из нас, что даже самые тяжелые времена обязательно заканчиваются.
Сразу хочется подчеркнуть, что на данный момент мне неизвестна судьба Свято-Покровского храма, так же как неизвестно и то, были ли в селе боевые действия и открыт ли сегодня храм для прихожан. Однако, несмотря на это, мне очень хочется поведать занимательную историю основания села Боевое, поделиться архивными фотографиями красивейшего храмового комплекса и своими впечатлениями от увиденного.
Село Боевое — относительно небольшое село, расположенное в Никольском районе Донецкой области, численность населения которого по данным 2001 года составляла менее 1 тысячи человек. Основано село было в 1829 году задунайскими козаками как полностью козацкое поселение под названием — станица Покровская. Вполне вероятно, что у читателя сразу же возникнет вопрос — кто такие задунайские козаки и как они поселились на землях между реками Бердой и Кальмиус?
Задунайские козаки
Задунайские козаки, осевшие на землях Северного Приазовья — это потомки тех запорожцев, которые после ликвидации Запорожской Сечи бежали в Турцию и, приняв там турецкое подданство, основали за Дунаем свой Кош.
На протяжении полувека козаки Задунайской Сечи находились на службе у турецкого султана. Однако нелегко было запорожцам на чужой стороне, ведь в боях им приходилось не только проливать кровь своих побратимов — козаков, что воевали в рядах русской армии, но и служить карателями таким же христианам, как и они сами — грекам, албанцам и сербам, сражавшимся за свою независимость.
Такое положение дел очень угнетало запорожцев, но еще больше журился по этому поводу Осип Гладкий — атаман Платнировского куреня, родом из села Мельники Полтавской губернии. Долгое время Осип Михайлович искал возможность вернуться на Родину, и случай представился во время очередной Русско-турецкой войны (1828-1829 годов).
После избрания его кошевым атаманом Задунайской Сечи в 1828 году, Осип Гладкий возглавил группу единомышленников, и на 42 лодках (в которые, к слову, была погружена, наспех разобранная, Свято-Покровская церковь) вывел их через Килийское гирло и Дунай к Измаилу, где, отбыв карантинную обсервацию, предстал перед Государем. Осип Гладкий поверг у ног Николая I свою булаву, саблю и шапку, жалованные ему турецким султаном, и просил у императора прощения и помилования.
А чтобы окончательно продемонстрировать преданность русскому престолу, еще «вчерашние турецкие поданные», сразу же приступили к службе и, воспользовавшись отличными знаниями местности, помогли русской армии в кратчайшие сроки захватить ранее неприступную турецкую крепость Исакчу, после взятия которой Осип Гладкий не только был награжден Георгиевским крестом и получил звание полковника, но и навсегда завоевал доверие императора.
Станица Покровская
После завершения Русско-турецкой войны Осип Гладкий был откомандирован на Кубань для того, чтобы разведать земли между Анапой и Геленджиком, куда в дальнейшем планировалось переселить задунайских козаков (из которых к тому времени уже было сформировано Отдельное запорожское войско).
Но, возвратившийся с докладом в Петербург, атаман просил разрешения у императора поселить козаков не на Кубани, а на знакомых и родных ему землях между Мариуполем и Бердянском. То ли по причине того, что земли на Кубани действительно были малопригодны для жизни, как докладывал атаман, то ли потому, что император был милостив к Гладкому, но Отдельное запорожское войско было переселено, как и просил Осип Михайлович, в Северное Приазовье.
Для переселения козакам было отведен участок земли ограниченных размеров 60 на 8-12 верст и общей площадью в 74 тысячи десятины.
Из переселившихся козаков (их числилось за Осипом Гладким 346 семей: из них 716 душ мужского и 668 душ женского пола соответственно, а так же 374 «бурлака») приказом от 5 августа 1831 года было сформировано Азовское казачье войско, а Осип Гладкий в 1832 году официально стал его наказным атаманом.
На землях Азовского казачьего войска со временем было основано два полностью козацких поселения — станица Никольская, что сегодня пгт. Никольское и станица Покровская, что сегодня село Боевое (о котором, собственно и пойдет речь ниже). Еще 3 станицы — Новоспасовская, Стародубовская и Петровская, были причислены к вновь образованному войску ввиду его малочисленности. Так же было основано 15 хуторов, численность которых со временем выросла до 60-ти.
В Никольской станице, когда она еще была относительно небольшим хутором, названным в честь атамана — хутором Гладким, в 1833 году был возведен Никольский храм — главный войсковой храм, а в станице Покровской — храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Свято-Покровский храм был построен из земляных кирпичей и крыт соломой. Внутри церкви установлен холщовый иконостас, вывезенный из церкви в Турции (той самой, что везли задунайские козаки на своих лодках), а рядом с храмом, на деревянных столбах, висел церковный колокол, привезенный оттуда же.
На дарованных землях козаки занимались земледелием и скотоводством. За несение воинской службы они освобождались от всевозможных налогов и повинностей. Но тяготила козаков размеренная и спокойная жизнь, и уже в 1837 году по ходатайству наказного атамана, а следом и по решению Военного ведомства, из уже азовских козаков было сформировано 10 команд для службы в акватории Черного моря, которая заключалась в транспортировке грузов между военными укреплениями и крейсировании вдоль берегов в поисках турецкой контрабанды.
Переселение на Кубань и упразднение Азовского казачьего войска
Но недолго было суждено азовским козакам жить на родных землях, ведь правительство, хоть и отсрочило на неопределенное время, но полностью не оставило идею о переселение козаков на Кубань, преследуя тем самым решение двух задач: колонизацию Кавказа и усиление козаками других воинских формирований ввиду продолжающейся Кавказской войны. В период с 1862 по 1864 годы из Северного Приазовья принудительно было выселено на Кавказ более 1000 офицеров и козацких семей. Не обошлось и без восстания, которое подняли азовские козаки по той причине, что селили их не вместе, а разрозненно, поселяя в уже существующие населенные пункты. Этот вопрос был быстро урегулирован и впредь переселенцев поселяли целыми станицами.
Оставшихся в Северном Приазовье козаков ждала более прозаичная участь. В 1865 году Азовское казачье войско ввиду своей малочисленности было упразднено. Верхушка козачества получила дворянские титулы и земельные наделы по 400 десятин на душу, рядовые козаки статус крестьян-собственников и земельные наделы в размере 9 десятин на мужскую душу, козацкие вдовы и сироты по 7,5 и 4,5 десятины соответственно.
С упразднением войска, оставшиеся козаки навсегда сменили ружья и сабли/шашки на плуги, а станица Покровская с численностью населения в 1000 душ, стала селом и центром Покровской волости, жизнь и уклад в котором был такой же, как и в остальных населенных пунктах.
В 1874 году на средства прихожан был построен новый каменный однопрестольный храм Покрова Пресвятой Богородицы, содержание которого обходилось в 910 царских рублей ежегодно. При храме служили два священника и один псаломщик, а так же действовала церковно-приходская школа.
Из Покровского в Боевое
К началу ХХ столетия в селе Покровском работала земская школа, амбулатория, почтовая станция, волостное правление, а так же центральная телефонная станция.
И хоть внешне могло показаться, что в селе уже ничего более не напоминает о славном козацком прошлом, потомки запорожцев не утратили свой боевой дух, который уже в скором времени дал о себе знать.
А случилось это в 1906 году, когда вся страна и Мариупольский уезд, в том числе находились на волне революционных движений. 9 октября 1906 года в село Покровское прибыл губернатор Екатеринославской губернии, Клингенберг Александр Михайлович. В волостной центр он пожаловал не из праздного любопытства и вовсе не для того, чтобы посмотреть, как живет простой люд. Основная цель визита губернатора — разъяснить жителям волости новые распоряжения правительства, а в заключение сообщить им, что на них, в добавок ко всему «разъясненному», возлагаются еще и расходы по охране казенных винных лавок.
Возмущению крестьян не было предела, но губернатор, не желая выслушивать массовые недовольства, закрылся в здании волостного правления, где решил принять небольшую делегацию от протестующих. Встреча закончилась печально для обеих сторон — губернатор приказал переписать фамилии всех присутствующих, которые отказались выполнять распоряжение и составить на них протокол. Возмущенные крестьяне, в отместку за это, закрыли губернатора на сутки в здании волостного правления, выпрягли лошадей из экипажа, порезали сбрую и выставили на подъездах к селу охрану, чтобы об этом конфликте не узнали в соседнем помещичьем имении и Мариуполе.
Разумеется, что этот протест не остался безнаказанным для жителей Покровского. Через сутки осада волостного правления была снята, а уже 11 октября губернатор со всем уездным начальством прибыл в село. В результате нового визита екатеринославского губернатора около 20 человек протестующих были арестованы и со временем получили разные тюремные сроки.
Но несмотря на это, молва о храбрости и подвиге боевых мужиков быстро разлетелась по всей округе, а крестьяне из соседних сел поговаривали: «В Покровском — мужики боевые. Они самого губернатора арестовали».
После окончания октябрьской революции, в Покровском началась череда перемен. В 1921 году центр волости перенесли в село Никольское, а уже в 1923 году село Покровское в память о событиях 1906 года было переименовано в Боевое.
Спустя год в селе с новым названием не нашлось место и старому храму. В 1924 году храм Покрова Пресвятой Богородицы был сначала закрыт, а позже и полностью разрушен.
А дальше в истории Боевого были пятилетки, коллективизация, колхозы, голод и войны, распад СССР и жизнь в независимой Украине, однако неизменным на протяжении 80-ти лет оставалось одно — в селе по-прежнему не было церкви.
Свято-Покровский храм сегодня
И только лишь в 2005 году владыка Илларион благословил здесь строительство нового храма.
Благодаря финансовой поддержке Мариупольского металлургического комбината им. Ильича под руководством В. С. Бойко, строительство Свято-Покровского храма было окончено в кратчайшие сроки и уже в 2007 году бывшая козацкая станица вновь огласилась молитвой!
Благодаря красивейшему храмовому комплексу село Боевое вновь прославилось на всю округу, а на службу в храм начали приезжать жители не только ближайших сел и Мариуполя, но и других областей.
В прежние, довоенные, времена посмотреть на храм приезжали и туристы, ведь выглядит комплекс действительно величественно, особенно на фоне типичных сельских построек.
Храмовый комплекс включает в себя:
- Свято-Покровский храм с колокольней;
- храм в честь Святого великомученика Георгия Победоносца;
- часовню Святой праведной Елисаветы
- дом священника;
- трапезную с гостиницей для паломников;
- церковную лавку
- Покровскую воскресную школу
- Покаянный Крест
Поднимаясь по ступеням в храм, по правде говоря, становится даже немного неловко от такой роскоши, граничащей с помпезностью, уж слишком, на первый взгляд, все выглядит дорого-богато. Но на самом деле в храме очень легко, уютно и душевно и именно за этой удивительной атмосферой духовности прежде сюда устремлялись потоки паломников.
А Свято-Покровский храм в селе Боевое по праву стал считаться центром духовной культуры всего Приазовья!
И хоть мне сегодня неизвестна судьба этого храма, воспоминания о нем, равно как и о многих других интересных достопримечательностях нашей страны, приятно греют душу и дают силу жить.
А потому в новом 2023 году, я хочу пожелать абсолютно каждому человеку отыскать в закромах своей памяти особое место, воспоминания о котором помогут не только справиться со стрессом, но и смотреть в будущее с оптимизмом, ведь тяжелые времена когда-то обязательно закончатся!
Как найти: Донецкая область, Никольский район, село Боевое
Посещение: бесплатно
Интересные места поблизости
4 комментария на ««Храм в селе Боевое, где боевые мужики»»
-
Спасибо огромное,так легко читается, просто на одном дыхании. Отдельное спасибо за фото и иллюстрации. Спасибо за Ваш труд
-
И вам спасибо за обратную связь!!!
-
-
большое СПАСИБО за Ваш труд! Живу в Боевом всю свою сознательную жизнь. А вот изложенные Вами исторические детали не знала. Ещё раз примите искренние слова благодарности!
-
Добрый день, Татьяна! Багодарю за такой замечательный отзыв и внимание к моей работе! Мне очень приятно)
-
Добавить комментарий