Сегодня у меня не совсем привычный формат статьи. Непривычный он в первую очередь для меня самой, ведь на страницах этого сайта никогда прежде я еще не писала о том, чего больше нет. Однако увиденное во время одной из поездок по селам Приазовского района (а вернее — НЕувиденное), настолько меня впечатлило, что мысли сами ложатся на бумагу. Значит так и надо, решила я. Значит статье быть, хоть на этот раз и без красочных фотографий.
Предыстория моей недавней краеведческой экспедиции по селам Приазовского района началась еще в 2021 году, когда, просматривая страницы сайтов в поисках нужной мне информации, на одном из туристских порталов я наткнулась на фото старинной мельницы. Эта фотография была взята с уже давно неработающего, но в одно время очень популярного ресурса Panoramio, и по геолокации она была привязана к селу Шевченко Приазовского района. Тогда я не задумываясь поставила метку на карте с расчетом в будущем более внимательно проехаться по этому селу, хотя проездом я там была уже неоднократно.
Прошло время и в очередной раз, когда я бороздила просторы интернета в поисках нужных мне сведений, на глаза снова попалось это фото. Меня удивило то, что фотография старой мельницы была привязана уже к другому населенному пункту — селу Белоречанское. Я и там поставила на всякий случай метку, но с тех пор мысли об этой мельнице меня больше не покидали. Мне было не совсем понятно, как такое впечатляющее архитектурное строение могло остаться незамеченным не только для моих друзей-краеведов, которые, казалось бы, здешние села уже изучили вдоль и поперек, но и для других охотников за архитектурной стариной.
Еще на протяжении года я периодически шерстила гуглояндексы и снимки со спутников в надежде найти хоть малейшие сведения об этом строении или же его точное местоположение (ведь ехать наугад не очень-то и хотелось), но все мои попытки были тщетными (и только потом я поняла, почему).
Когда же фотографии старой мельницы уже в третий раз настойчиво замелькали на мониторе моего ноутбука, было решено ехать наугад, а ввиду того, что в селе Шевченко (к которому изначально было привязано фото) определенно точно нет этого строения (в этом я уже убедилась раньше), был взят курс в другой населенный пункт. Хотя, по правде говоря, не только мельница стала причиной очередной поездки в Приазовский район, кроме нее мне очень хотелось посмотреть местность, где прежде находилась видинская колония Царицына (что примечательно, через букву «Ы»). Так дороги и привели меня в село Белоречанское Приазовского района.
Белоречанское и Царицына
О селах Белоречанское и Царицына вам вряд ли приходилось когда-либо слышать по причине того, что Царицына — уже давно исчезнувший населенный пункт, а Белоречанское относится к той категории сел, о которых принято с сожалением говорить «вымирающие».
Исчезнувшая колония Царицына привлекла мое внимание неспроста, поскольку она была одной из двух колоний, основанных видинцами во второй половине XIX века на территории современной Запорожской области.
В настоящее время вы не услышите о такой национальности или этносе, как видинцы, а если отправите в гуглопоиск запрос «Кто такие видинцы?», то поисковая система вам подкинет определение, что это житель болгарского города Видин.
Однако в прошлом определение «видинцы» охватывало жителей региона, который был намного больше по площади, нежели сегодня занимает этот небольшой городок.
А чтобы не вынуждать читателя самостоятельно разбираться в завалах истории, я попытаюсь кратко объяснить, кто такие видинцы и чем они отличались от болгар.
Пусть становления Болгарии как государства был сложным и тернистым. За свою 1300 летнюю историю эта страна неоднократно полностью теряла свою независимость и прекращала существование как самостоятельное государство. В один из исторических периодов Болгария называлась Вторым Болгарским царством, возрожденным (ориентировочно в 1185 году) тремя братьями соправителями после того, как Первое Болгарское царство было завоевано, стоящим во главе Византийской империи, Василием II Болгаробойцей.
Спустя восемь десятилетий Второе Болгарское царство вследствие постоянных междуусобиц постепенно распалось на три более мелких государственных образования — Видинское царство, Тырновское царство (основное болгарское царство) и Добруджанский деспотат, которые уже в конце XIV начале XV веков были полностью завоеваны Османской империей. Это стало причиной начала массовой эмиграции жителей трех государств на территорию Российской империи, которая продолжалась вплоть до 1860-х годов.
В Запорожской области переселенцами-болгарами были основаны порядка 30 сел, гагаузами (из Добруджанского княжества) — 4, а вот видинцами — выходцами из Видинсокого царства было основано всего лишь два села — Тырново (Терновка) и Царицына.
Если говорить совсем кратко, то видинцы — это выходцы из северо-западных районов современной Болгарии, то есть, по сути, тоже болгары, но отличие видинцев от болгар все же было и оно отчетливо проявлялось в период их переселения на территорию Российской империи.
Исследователь Сергей Пачев выделяет следующие:
- в отличии от других переселенцев, в том числе и болгар, видинцы переселялись не сухопутно, а морским путем — сначала на баржах по Дунаю, а после на кораблях (в том числе и военных, совершенно неприспособленных для перевозки пассажиров) в Крым. Переселялись в спешке, без продовольствия, необходимых медикаментов, одежды, а многие даже без денег по той причине, что попросту не успели продать свое имущество. В результате такой вынужденной неорганизованности среди видинцев наблюдалась особо высокая смертность (вплоть до 20%).
- так же видинцы не имели возможности посредством депутатов предварительно выбрать земли для будущего поселения, а потому из 12-16 тысяч (по разным данным) переселенцев в Российской империи осталось всего 800. Остальная часть в 1862 году вернулась на родину.
- видинцы, в отличии от болгар, не получили статус «задунайских переселенцев» в результате чего были лишены части льгот и получили земельные наделы меньшего размера.
Из тех 800 видинцев, которые все же остались на территории Российской империи, часть осела в Крыму, а другая — в Мелитопольском (колония Тырново) и Бердянском уездах (колония Царицына).
Существует предположение, что колония Царицына была основана теми видинцами, которые изначально (в 1862 году) поселились в Крыму на казенных участках Мамчик и Джадра, а уже в 1863 году переселились в Бердянский уезд на казенный участок Джантран, который располагался на берегу реки Домузла (что в переводе с тюркского означает «дикий кабан»).
В 1864 году в колонии проживало уже 400 человек, которые, ввиду отсутствия собственного храма, являлись прихожанами храма в селе Покровка (современное пгт. Приазовское).
Но и в Бердянском уезде колонисты-видинцы задержались ненадолго и уже на рубеже 60-70 годов XIX столетия 63 семьи из колонии Царицына вновь переселились в Крым. Земельные наделы на берегу реки Домузлы видинцы сначала сдавали в аренду, но уже в конце 80-х годов начали продавать жителям из Ногайска (Приморска), Покровки и других селений Мелитопольского и Бердянского уездов (а вот из оставшихся жителей колонии купить земли у своих односельчан вызвался только один Пано Цонов, который приобрел участок в 84 десятины).
Царицинский хутор
Массовая продажа земель стала причиной того, что уже в начале ХХ века видинская колония Царицына как таковая официально прекратила свое существование. На землях бывшей колонии были основаны русские хутора, коих по данным за 1915 год было три (Царицинский хутор № 1, № 2 и № 3), и один из них располагался непосредственно между селами Гамовкой и Белоречанским. Кроме того, два хутора еще назывались по фамилии владельцев — Пешев и Караченский.
В общей сложности за Царицинскими хуторами значилось 2616 десятин удобной земли, а в 32 дворах в общей сложности проживало 430 человек.
В 1909 году в одном из Царицинских хуторов начал работу киирпично-черепичный завод, который принадлежал мещанину Карачевцеву Алексею Андреевичу. Завод выпускал около 300 тысяч кирпичей (стоимостью 10-12 рублей за 1000 штук) и 110 тысяч немецкой черепицы (стоимостью 20 рублей за 1000 штук) и обслуживал окресности и город Мелитополь.
Что же касается двухэтажной паровой мельницы, которую я видела на фотографии, то можно предположить, что построена она была одним из местных землевладельцев (возможно даже Пешевым или Карачевцевым), однако точно установить имя владельца и год постройки пока что не представляется возможным.
Царицинские хутора перестали существовать уже во второй половине ХХ века, а на картах того времени значятся лишь села Гамовка и Белоречанское, проезжая по единственной улице которого сегодня я внимательно смотрела по сторонам в поисках старой мельницы.
Завидев конец дороги, которая к моему сожалению оказалась тупиковой, я решила, что фотографии мельницы были привязаны к селу Белоречанское ошибочно. Внимательно окинув взглядом окрестности еще раз, чтобы убедиться в правильности своих размышлений, в ста метрах от дороги я заметила трансформатор, который показался мне очень знакомым, а около него не менее знакомые опоры ЛЭП. Я в спешке открыла, предварительно сохраненное в телефон, фото и поняла, что все в точности сходится — ракурс, опоры, трансформатор. Сам собой напрашивался вопрос: «Куда исчезла мельница?»
Или же это совсем другое место?
Сомнения, одолевающие меня в тот момент, легко развеяла единственная, встреченная за все время пребывания в селе, местная жительница, к которой я уже спешила с телефоном в руках и, развернутой на его экране, фотографией.
— Совершенно верно, это была мельница и она стояла вот там, в поле — ответила женщина, махнув рукой в сторону трансформатора
— Чья она была?
— Кажется, немецкая.
— А что с ней случилось?
— Разобрали по приказу председателя. Этого.. Как же его? Вспомнила. Киризлеева.
Киризлеев… Киризлеев… В моей голове крутилась знакомая фамилия, пока я мысленно перебирала варианты, где могла слышать ее раньше.
— Это тот самый Киризлеев, который в Приазовском облагородил источник Гука? — с нескрываемым удивлением спросила я.
Женщина утвердительно кивнула головой и поспешила удалиться, вероятно, решив, и что без того рассказала лишнего.
Больше никого встретить на пустынной улице Белоречанского мне не довелось, а хождение по домам с целью разузнать что-то еще о разрушенной мельнице в нынешнее время местным жителям могло показаться, как минимум, странным и подозрительным.
Сделав на память несколько кадров места, где еще недавно стояла старая мельница, я поспешила к автомобилю. Доехав до конца улицы, которая закончилась уже через несколько сотен метров, я вышла посмотреть на петляющее русло реки Домузлы, которое даже в этой февральской серости выглядело весьма живописно.
А в голове с бешеной скоростью крутились мысли… Мысли о колонии Царицына и Царицинском хуторе, от которых сегодня не осталось и следа (а в месте, где прежде стояли дома, раскинулся местный птичник), и о разрушенной мельнице…
Для меня было и до сих пор остается непонятным, как может человек, который спонсирует облагораживание потенциального туристского объекта в одном населенном пункте, в это же время в тупиковом селе, где не ступает нога туриста, отдать распоряжение разобрать единственную историческую достопримечательность??? Что двигало человеком — историческое невежество, отсутствие понимания ценности подобного рода строений или же элементарная жадность, которая стала причиной того, что старинная мельница, скорее всего, была разобрана на стройматериал. Эти вопросы так и остались без ответа.
А еще я позволила себе предположить, как бы складывалась судьба Белоречанского, если бы когда-то не исчезла сначала колония Царицына, а потом и Царицинские хутора. Вполне вероятно, что со временем все три населенных пункта — Гамовка, Царицыно/Царицинский хутор и Белоречанское (ввиду территориальной близости) объединились и стали бы одним большим селом, пусть не процветающим, но точно не находящимся на грани вымирания. Быть может и старая мельница, о которой до настоящего времени совершенно ничего неизвестно (в том числе, ни год постройки, ни имя ее владельца) тоже бы уцелела.
Но, как говорится, история не терпит сослагательного наклонения, и сегодня Белоречанское — село одной улицы на три десятка домов, добрая половина которых уже нежилая, заброшена и разрушается. Белоречанское стремительно вымирает и, если в ближайшее время ничего не изменится в лучшую сторону, то скорее всего, уже через несколько десятилетий оно, как и колония Царицына/Царицинские хутора, тоже исчезнет не только с карт, но и памяти потомков.
Как найти: Запорожская область, Приазовский район, село Белоречанское
Интересные места поблизости
Правильно сделали чт поддались порыву и написали эту статью! У Вас талант!)
Очень жаль что так себя ведут уважаемые люди. И очень жаль что этот факт я считаю вандализма, останется безнаказанным (
Спасибо большое. Пусть этот поступок для других послужит примером того, как делать НЕ нужно!