Приезжая в село Красный Маяк Бериславского района, туристы и паломники первым делом отправляются смотреть на величественные руины одной из богатейших духовных обителей конца XIX — начала XX столетия — Свято-Григорьевского Бизюкового мужского монастыря
Как правило, на этом для большинства и заканчивается знакомство с местными достопримечательностями, ведь мало кто знает, что в километре от монастыря, если следовать вдоль берега Днепра, находится еще одно интересное и, достойное внимания, сакральное место — пещерный скит или пещера монахов.
Пещерный скит представляет собой систему коридоров с кельями и пещерной церковью, вырубленных в природной скале у самого Днепра. Входы и выходы в скит располагаются в центре обрыва таким образом, что если бы не, обустроенные сравнительно недавно, лестница и площадка около них, добраться к пещере было бы практически невозможно. А потому каждый, кто решается спуститься к пещере, невольно задается вопросами: «Кто ее вырубал и как прежде монахи добирались в пещерный скит?».
Когда возникли пещеры?
Как сообщаете летописец Свято-Григорьевского Бизюкового монастыря, Н. Ф. Ногачевский, пещерный скит был ископан иеромонахом Бизюковской обители, где он подвизался (боролся за веру) до конца своих дней.
Однако справедливости ради следует заметить, что пещеры и подземные ходы в этой местности существовали еще задолго до появления здесь монахов, а сохранившаяся до наших дней пещера прежде была далеко не единственной.
Как известно, Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь был основан на берегу Пропасной балки — одной из самых больших балок по всему побережью Днепра. Пропасной она называлась от того, что в ней часто пропадали люди, ведь как рассказывает вышеупомянутый летописец, до основания монастыря в балке:
«Был притон разбойникам и ворам, а главное — запорожским шайкам, не желавшим подчиняться кошевому. Тут были их пещеры, вроде погребов с узкими и едва заметными выходами. Цель, для которой предназначались эти жилища: прятать свою добычу, пиршествовать и укрываться от преследований разъездов и козачьих отрядов кошевого» © Н. Ф. Ногачевский.
Существует предположение, что ходы и пещеры появились в этой местности в более ранние времена, когда здешнюю степь заселяли древние кочевники — скифы. Это предположение имеет под собой прочное основание — на правом берегу Пропасной балки находится позднескифское (Бизюково или Красномаякское) городище с могильником. Первыми на древнее городище наткнулись монахи зарождающейся обители, так как первоначально кельи, часовня и Григорьевская церковь были построены непосредственно на его территории (в 1783 году ввиду неудобства они были перенесены на левый берег балки, где и сегодня расположен монастырь).
К слову, этнограф Афанасьев-Чужбинский в своих «Очерках Днепра» Бизюково городище называет «Запорожским городком» или же турецкой крепостью. Такое название, по всей вероятности, связано с тем, что автор не владел информацией, какому народу могло принадлежать, увиденное им, городище, ведь полноценное исследование последнего началось лишь в 70-е годы прошлого столетия.
Пещеры и подземные ходы в начале ХХ столетия
Говорят, что раньше пещер было намного больше, а подземные ходы уходили на несколько десятков километров вглубь склона, на котором сегодня располагается монастырь и село. Высота этих ходов позволяла пройти взрослому человеку в полный рост, а местами — проехать верхом. Входы и выходы подземных туннелей и пещер располагались намного ниже, в плавнях, у самого Днепра, а один из туннелей, который частично сохранился до наших дней, соединял между собой пристань и монастырские подвалы.
Однако после заполнения Каховского водохранилища, здешняя местность значительно преобразилась — под водой исчезли плавни, а вместе с ними и большая часть подземных ходов и пещер. Уцелевшие же туннели позже были засыпаны. Сегодня от развитой многокилометровой системы подземных туннелей и пещер остался только лабиринт, виднеющийся под провалами лестницы, что ведет к Днепру, да пещерный скиток в природной скале, попасть в который сегодня можно лишь благодаря специально оборудованной площадке.
Как добраться до пещеры монахов?
Чтобы добраться до пещерного скита, нужно спуститься порядка 200 метров от дороги к берегу Днепра по, едва виднеющейся в траве, тропинке и по ее неприметности сразу становится понятно, что туристы бывают здесь нечасто. Местные жители в разговоре предупреждают, что спускаясь к пещерам, нужно быть внимательными и опасаться, обитающих в траве, змей, и асоциальных личностей, которые могут «отдыхать» в пещере. А еще местные жители говорят, что именно они были причастны к разворовыванию арматуры лестницы и площадки, обустроенных некогда монахами перед входом в скит.
И если следы пребывания вторых отчетливо видны внутри пещеры, то встретить змей лично мне не довелось. Зато со здешними пресмыкающимися удалось познакомиться во второй половине XIX столетия этнографу Афанасьеву-Чужбинскому.
«Прохаживаясь возле Бизюкового монастыря, я первый раз видел больших змей, называемых в народе желтобрюхами, а в иных местностях — полозами… Змея была без малого три аршина длины и толщиною в детскую руку. Рубашка на ней очень красивого узора серо-зеленоватого цвета, а брюхо желтое. Желтобрюх идет, подняв голову на аршин от земли. Не знаю даже ядовиты ли эти змеи, но полагаю, что укушение должно быть нелегко, судя по величине пресмыкающегося. Между окрестными жителями ходят легенды более или менее сказочного свойства».
А во времена Второй мировой войны полоз, живший в пещере, стал настоящим оберегом для местных жителей — сестры Романовы в течение года скрывались от немцев в пещерном храме, укрывая там же раненых красноармейцев. Немцы, зная, что пещере обитает змея, предпочитали туда не наведываться.
Сегодня, чтобы попасть в пещерный храм, необходимо взять благословение настоятеля монастыря, хотя, по правде говоря, далеко не каждый решиться побродить по запутанным пещерным коридорам.
Однако, независимо от того, решитесь ли вы зайти внутрь пещеры или же ограничитесь прогулкой вокруг, я однозначно рекомендую посетить пещерный скит в Красном Маяке, чтобы своими глазами увидеть место, где в прошлом жили монахи-аскеты, немного прикоснуться к таинственному и исчезающему подземному миру и прогуляться по живописным склонам Таврического Афона.
Как добраться: Херсонская область, Бериславский район, село Красный Маяк
Посещение: бесплатно
Интересные места поблизости
Ох уж эти асоциальные личности( Спасибо Вам за экскурсию)
И вам спасибо! Между прочим, встреча с асоциальными личностями в пещере меня пугала больше змей!
Побывал в этих пещерах первый раз летом 82-го во время отдыха в трудовом лагере. Забирались туда совершенно спокойно, ходили внутри и нечего не боялись, змей, кстати, ни разу не видели.
Расскажите, пожалуйста, подробнее, как выглядели пещеры в 1982?
Бывал в этих местах и в пещерах летом 1990 года. Ездили после 10 класса в трудовой лагерь с Крайнего Советского севера — пололи виноградники, убирали черешню. Не за так, была какая-то зарплата даже. Я купил лыжи к зиме — хватило на полупластиковые.
В пещеры попадали без проблем. С местными ровесниками играли в полной темноте в «ловытьки» — бродили в темноте по коридорам, с целью найти друг друга. Было и жутко и весело. Не помню точно, конечно, но кажется, что там было не много места. заблудиться или блуждать — не реально. Кажется — пара-тройка больших комнат с окнами на водохранилище.
Между ними вход со стороны воды и коридор вдоль комнат в толще берега. Где-то в коридоре было что-то вроде еще одной небольшой комнаты, посередине которой стоял столб в три обхвата — можно было вокруг него обойти, думая, что это поворот. Потолок и стены — все было в копоти от факелов и костров. Местные там бывали регулярно — романтично как бы. Вид на открытую воду, темно, тепло и все такое…
Змей в пещере не видали, а вот в воде — постоянно.
Руины монастыря — фонтан, арка, мозаика на площадках — впечатляли. И было совершенно не ясно, что это такое. Местные жители ничего объяснить не могли.
Мы жили на первом этаже мужского монастыря — во дворе был ряд высоких деревьев вдоль стены и под ними умывальники, а ближе к водохранилищу в углу ограды возле калитки — типа сортир М и Ж. Через калитку как раз и надо было идти в сторону пещер.
На втором этаже тоже обитали какие-то приезжие помощники совхоза, но вроде из недальних краев — из Новой Каховки или из Берислава — у них был вход с другой стороны здания. Этажи соединялись внутренней лестницей, но она была намертво закрыта. Был закрытый подвал, сквозь окошко (или просто дыру — не помню) с торца здания было видно кучи мусора внутри — какую-то рухлядь, старую мебель. Этот монастырь стоял торцом, как раз подвальным, к Днепру. А второе похожее здание (мы думали, что это женский монастырь, почему-то) было чуть ближе к воде и левее от нашего и стояло вдоль берега. Он было не жилое совершенно, разломанное внутри. Но мы там тоже, конечно, бывали. Рядом с ним был спуск к воде.
Хорошее очень было время, глупое, чистое и доброе …
Есть фотки окрестностей монастыря, его виды. Но пещерных фоток нет.
Большая благодарность вам за то, что поделились чудесными воспоминаниями! Если можете поделиться фотографиями, буду признательна! Почта: localtravel2021.ua@gmail.com