С небольшим болгарским селом Мануйловка, которое компактно расположилось на правом берегу реки Корсак, многие жители Запорожской области знакомы не понаслышке. В окрестностях села Мануйловка раскинулся живописный ландшафтный заказник Корсак-Могила, к которому нередко приезжают запорожские путешественники и туристы, чтобы полюбоваться, открывающимися с ее вершины, незабываемыми степными пейзажами.
Но в селе Мауйловка есть еще одна достопримечательность, которая так же не остается без внимания приезжающих туристов — руины храма Святого Николая.
Село Мануйловка было основано на месте ногайского аула Аргаклы-1 болгарскими переселенцами из села Импуцита, что сегодня — село Владычень Одесской области.
В результате Крымской войны (1853-1856), которая завершилась подписанием Парижского мирного договора, Российская империя лишилась части Южной Бессарабии и покровительства над христианскими подданными Османской империи. 40 из 83 болгарских колоний Южной Бессарабии оказались в составе Молдавского княжества. С 1860 года молдавская политика в отношении болгарских колонистов начала ужесточатся, что послужило новым толчком для переселения болгар в Российскую империю. В общей сложности в 1861 году в составе шести организованных партий на территорию Таврической губернии переселились 853 болгарские семьи.
Первые 6 семей из села Импуцита прибыли в пустующий ногайский аул Аргаклы-1 уже осенью 1861 года. А к концу этого года уже 23 болгарские семьи зимовали в отремонтированных ногайских саклях, дожидаясь прихода основной массы своих земляков.
Изначально небольшое болгарское поселение называлось и Конка — от названия реки, и Аргаклы — от ногайского аула, и Импуцита — от села в Бессарабии. Позже село получило название Манойловка/Мануиловка от фамилии первого поселенца Христофора Манойлова.
Сложно давалось колонистам освоение новых земель. Жаркий степной климат был причиной неурожая первых лет, но несмотря на все трудности уже в 1864 году в болгарском поселении Манойловка насчитывалось 95 дворов, а численность населения составляла 490 человек.
В 1871 году в селе был построен большой каменный храм в неовизантийском стиле и освящен во имя Святого Николая. Красивый храм располагался на большой квадратной площади, окруженной узорчатой каменной оградой. Вокруг площади стояли сельские дома, построенные из местного камня. В одном из таких скромных домиков, крытых красной черепицей, проживала семья священника Михаила Стефановича Киранова.
Михаил Стефанович Киранов происходил из древнего болгарского священнического рода.
Его отец, Стефан Киранов, в своих воспоминаниях «Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар, бежавших из Турции в Россию в 1830 году и поселившихся в Бессарабии» поведал о том, каким жестоким гонениям подвергались представители древнего рода Кирановых, а также другие христианские священники и православные болгары.
Спасаясь от ужесточившейся политики и притеснения молдавских властей, в 1863 году Михаил Киранов переселился Мануйловку. Здесь, в ветхом домике около церкви, протоиерей Михаил проживал со своей супругой Ефросинией Георгиевой. У них в браке родились дочь Олимпиада и три сына — Дмитрий, Виктор и Стефан, которые также посвятили свою жизнь служению богу, исполняя завещание основателя рода Кирановых — во что бы то ни стало поддерживать и укреплять православную веру.
Тогда, на рубеже XIX — XX столетий, казалось, что все религиозные гонения православных болгар остались в страшном далеком прошлом, а каждая болгарская колония зажила спокойной жизнью под «надежным христианским крылом» Российской империи.
Не знали тогда ни жители села Мануйловка, ни представители рода Кирановых, что самые тяжелые времена их ждут еще впереди, а новые религиозные гонения будут устроены уже не турками, а «вчерашними» православными.
С наступлением времен безбожия, храм Святого Николая в Мануйловке был закрыт, а здание храма в разное время служило сельским клубом, кинотеатром и складом. Что случилось с протоиереем Михаилом Кирановым, доподлинно неизвестно. Но сегодня под стенами храма на месте старого металлического креста, можно увидеть гранитную стелу с именем священника.
Два старших сына мануйловского священника, Дмитрий и Виктор Кирановы, исполняя завещание основателя рода, не отреклись от своей веры, из-за чего были обвинены в антисоветской контрреволюционной деятельности. Дмитрия Киранова — настоятеля ялтинского Александро-Невского собора, приговорили к расстрелу в Симферопольской тюрьме, а Виктор Киранов — настоятель Бердянского Покровского храма, умер от истощения во время исправительно-трудовых работ в Темниковском лагере.
После страшных событий периода безбожия прошло уже много времени.
В 2021 году болгарскому селу исполнилось 160 лет, однако религиозная жизнь в Мануйловке так до конца и не возродилась.
Сегодня у храма Святого Николая нет ни крыши, ни куполов, а массивные трещины раскалывают полуторавековые стены.
И только четыре арки храма, поддерживающие небосвод, твердо укрепились в приазовской земле в память о всех тех, кто ценой собственной жизни сражался за укрепление православной веры.
Как найти храм Святого Николая: Запорожская область, Приморский район, село Мануйловка
Посещение: бесплатно
Координаты храма здесь
Интересные места поблизости
«Религия это опиум для народа, который помогает пережить боль реформ!» И так во все времена!
Здравствуйте!
С большим интересом прочитал информацию на Вашем сайте. Но больше всего удивило сообщение, что первым поселенцем был Христофор Манойлов. Сразу встал вопрос не мой ли это прапрапрадед Христофор Манойлов Мотовский по линии мой бабушки. Готов выслать родословную подтвержденную сканами из метрических книг.
С уважением А.Н.Иотов
Добрый день. К сожалению, по части генеалогии я не смогу вам помочь. Ниже предоставляю информацию о Манойловых и колонии Импуцита, взятую из первоисточников:
1. По данным С. И. Пачева — В ауле Аргаклы 1 (с. Манойловка) зимовало 23 семьи из колонии Импуцита, ожидавшие остальных односельчан (напомним, что в составе 6 партий прибыло 6 семей из Импуциты).
2. По колонии Импуцита (в Одесской области), из которой происхолило переселение в Мануйловку — с года основания до 1850 года село заселяли носители таких фамилий как Топал, Мавров, Милев, Нерчевский, Карапетров, Гогов, Каназирский, Кацарский, Дулгер, Плачков, Манойлов, Арнаут, Бакановский, Радов и др.
3. По сведениям В. Г. Фоменко — Мануйловка изначально называлась Ипуцита, но позже ее переименовали по одному из первых жителей — Христофора Манойлова.
4. Еще получилось узнать, что фамилия Манойлов встречается в именном списке Домохозяев владеющих землею в селении Преслав Бердянскаго уезда Таврической губернии. 1872 г.
К сожалению, других сведений о первых посленцах села Мануйловка (Манойловка) у меня нет. Можете задать вопрос на этих сайтах . http://forum.genoua.name/ https://forum.vgd.ru/
И ждёт это здание плачевная судьба многих себе подобных. Очень жаль
В 2017 году были попытки восстановить храм. По всей вероятности, все как всегда упирается в финансовую составляющую.