Если у коренных жителей Запорожской области спросить, что интересного можно посмотреть в Приазовском районе, то многие, не задумываясь, ответят – Азовское море и белоснежные исполинские ветряки Ботиевской ветроэлектростанции. Пожалуй, на этом у большинства и заканчивается осведомленность о здешних достопримечательностях, ведь назвать еще пару-тройку других интересных мест Приазовского района смогут лишь единицы.


Между тем Приазовский район сможет легко заинтересовать туристов и путешественников:
- старинной, в частности болгарской архитектурой;
- многочисленными сероводородными родниками, щедро разбросанными по всей территории района;
- старыми храмами, построенными более века назад в русских, украинских, болгарских и албанских селах;
- и местными, порой даже диковинными для нашего региона, достопримечательностями.
Но самое интересное, что весь этот, так сказать, «достопримечательный спектр» можно увидеть даже в пределах одного населенного пункта.
Как раз об одном из таких сел, составляющих «золотой туристический фонд» Приазовского района, и пойдет речь ниже.
Дмитровка, которая Бодай
Прочтя слово «бодай», сейчас многие, скорее всего, подумали о том, что название и история Дмитровки будет каким-то образом связано с крупным рогатым скотом и прямым призывом к действию «бодаться!». Однако это только в русском языке слово «бодай» равно = насаживай на рога. В украинском языке оно еще используется как синоним союза/частицы «хоть бы», а вот с татарского языка, который является наиболее близким к ногайскому, оно и вовсе переводится как «пшеница». Именно ногайцы и передали Дмитровке такое многозначное, в рамках современного интеркультурного общества, название.
Селение Дмитровка, или же Дмитриевка, как оно официально называлось до 1920 года, было основано в 1861-1862 годах на землях ногайского аула Бодай. Интересно, что название аула у самих ногайцев с пшеницей никоим образом связано не было, что вполне объяснимо, ведь земледелием последние никогда не занимались, и переводилось оно как «(Селение рода) Бодай» (по версии историка Князькова Ю. П.).


Но вернемся к основателям Дмитровки. Ими были в большинстве своем малороссы (украинцы) – выходцы из Добруджи (исторической области на территории современных Болгарии и Румынии).
Вышедшие из Добруджи малороссы сперва обосновались в Бессарабии (переселение из Добруджи происходило в 1850-1860 годы), а уже после исхода ногайцев в Турцию, начали переселение в Таврическую губернию, на земли у реки Апанлы.
Здесь следует несколько отойти от темы и пояснить, как малороссы и великороссы оказывались за пределами Российской империи, в частности, на территории Добруджи.
Русская эмиграция в XVIII – XIX вв. в большинстве своем не носила массовый характер, хотя все же имела место. Основные причины этого явления подробно изложил в своем двухтомнике «История Екатерины II» историк и публицист Василий Бильбасов:
«Тяжело жилось русскому человеку в прошлом веке, тяжелее, чем в века предшествовавшие. Вполне закрепощенный земле, лишенный всех прав, поставленный вне закона, он был отдан на произвол грубого, невежественного властелина…Крестьяне бежали от своих помещиков, солдаты дезертировали от своих команд, раскольники уходили от православного духовенства…Тотчас по воцарении Екатерина заботится о возвращении «беглых» — шлет рескрипты военачальникам, возвращающимся с войсками из-за границы, издает указы, обнародует манифесты. Ее, очевидно, оскорбляет вопрос о беглых; ей хотелось бы, чтоб бежали в Россию, не из России».
Грамотная стратегия по привлечению иностранных колонистов, проводимая не только Екатериной II, но и последующими правителями Российской империи, постепенно дала плоды. Теперь бежали в Россию! Привлеченные множеством предоставляемых льгот, массово переселялись иностранцы, а вместе с ними возвращались и «вчерашние» беглые. «Возвращенцы» основывали свои населенные пункты, которые по аналогии с поселениями болгар, албанцев и других иностранцев, назывались колониями и находились в ведомстве Попечительного Комитета об иностранных поселенцах.


Дмитриевка как раз и была такой колонией. Относилась она к Бердянскому уезду Таврической губернии. Интересно, что к моменту ее основания, в Бердянском уезде уже существовало селение с названием «Дмитриевка» (современная Дмитровка Бердянского района), а потому во избежание путаницы колония Дмитриевка вплоть до начала ХХ века продолжала носить народное название – Бодай (во многих источниках она так и фигурирует: Дмитриевка/Бодай и Дмитриевка близ молоканской Нововасильевки).
В 1864 году в колонии уже проживало более 400 человек, которые усердно трудились над ее благоустройством – на улице один за другим вырастали глинобитные дома, а в бескрайней степи старательно возделывались плодородные поля.

Храм – сердце села
Мирская жизнь в колонии постепенно налаживалась, а вместе с тем у ее жителей возрастала потребность в заботе и о духовном здоровье. Для этих целей бодаевцы обустроили сначала временный молитвенный дом, освященный в 1870 году во имя Дмитрия Ростовского, а уже в скором времени приступили к строительству постоянного храма. Строили храм добросовестно, так сказать «на века», из красного жженого кирпича, который укладывали на известковый раствор с добавлением яиц. Но не столько крепкий раствор, сколько истинная и непоколебимая вера прихожан, тщанием которых возводилась святыня, легла в основу ее долговечности.

26 сентября 1872 года добротный каменный храм, построенный стараниями бодаевцев, был освящен в честь Успения Божией Матери. Когда же первый звон колоколов ново освещенного храма возвестил всех жителей села и окрестностей о том, что открылся новый дом Божий, в такт колокольному перезвону полноценно застучало и сердце Дмитриевки.
Фамилии священников, псаломщиков, церковных старост, а также крестьян, жертвовавших средства на благолепие храма, будут опубликованы ниже в комментариях к данной статье.
Возведение храма не только духовно сплотило бодаевцев, но и помогло решить некоторые социальные проблемы, в том числе и в сфере образования. 23 ноября 1882 года в Дмитриевке была открыта церковно-приходская школа, в которой ежегодно более 50 детей обучались грамоте. Заведовал школой священник Успенской церкви – Тимофей Чайкин, а учительствовала с 1887 года Екатерина Иваницкая.


Дмитриевцы были усердными и благочестивыми христианами, отзывчивыми на всякое доброе дело, а потому сразу же после открытия школы прихожане приступили к сбору средств и на строительство каменного здания для училища. Возможно, причина такой неиссякаемой самоотверженности заключалась не только в высоких моральных качествах и нравственности, но и в том, что дмитриевцы были весьма зажиточными. Об этом косвенно свидетельствует не только размер пожертвований некоторых крестьян на благолепие храма, но и тот факт, что в 1883 году бодаевцы на свои личные средства построили священнику Тимофею Чайкину кирпичный дом, стоимость которого оценивалась в 3000 рублей.


Так и жили дмитриевцы-бодаевцы, хорошо жили, справно. Занимались хлебопашеством, держали скот, разводили виноградники. В 1886 году в селе проживало 623 человека, а к началу Первой мировой войны численность жителей Дмитриевки достигла уже 1300 человек.
В 1935 году, когда атеизм безостановочно шагал по стране, уничтожая за собой тысячи храмов и любое упоминание о боге, Успенский храм в селе Дмитровка был закрыт, а его купола и колокольня полностью разрушены. Несмотря на закрытие, дорогой сердцу святыни, дмитровцы все же не утратили истинной веры и продолжали ходить на службы, которые проводились в местном клубе. После Второй мировой войны храм на непродолжительное время возобновил свою работу, однако уже в 1961 году он был окончательно закрыт и приспособлен под колхозный амбар.

На протяжении долгих 30 лет жители Дмитровки не имели возможности жить полноценной духовной жизнью, и лишь в 1990-е годы в селе возобновились службы. А вместе с тем началась и реставрация вековой святыни. Были восстановлены купола и колокольня, а бригада художников из Ростова-на-Дону сделала внутреннюю роспись храма.


Реставрация закончилась в 1993-1994 годы и впервые за долгие десятилетия по селу вновь разнесся колокольный звон… И сердце снова застучало! Вот только былой расцвет в Дмитровку, к сожалению, уже не вернулся. Да и насаждаемая долгие годы идеология безбожья дала отсроченные результаты, и вера в сердцах многих селян практически погасла. В настоящее время у храма не более десяти прихожан и только в дни Великих праздников он, как и 150 лет назад все так же духовно объединяет дмитровцев.

Сегодня храм Успения Пресвятой Богородицы, возведенный в далеком 1872 году первопоселенцами-бодаевцами, является главной достопримечательностью Дмитровки. Главной, но не единственной!
Сказка на заборе
Проезжая по центральной улице Дмитровки, нельзя не обратить внимание на одно очень необычное подворье, вернее, не столько подворье, сколько необычный забор с воротами, которыми огорожен типичный сельский дворик.

Этот двор узнаваем абсолютно каждым дмитровцем и считается по-настоящему местной достопримечательностью. Вполне возможно, опытным туристам и путешественникам это место покажется недостаточно достопримечательным, ведь в стране немало талантливых мастеров-резчиков, чьи работы могут по-настоящему удивлять и завораживать даже самых искушенных зрителей. Однако в Запорожской области художественная обработка металла никогда не входила в список народных промыслов и этим видом искусства массово тоже никогда не увлекались, а потому увидеть такое необычное творение в наших краях можно больше в виде исключения, нежели правила.


Как рассказала нынешняя жительница дома, резной металлический забор сделал предыдущий владелец, Дмитрий Помазан. Родился Дмитрий в обычной крестьянской семье и с самого детства отличался тягой к рисованию и умением мастерить всевозможные поделки из дерева, которые одна за другой селились на заборе родительского дома.

Постепенно детское увлечение Дмитрия перешло во взрослую жизнь и приобрело новый масштаб. Около 20-ти лет назад талантливый мастер-самоучка приступил к изготовлению резного металлического забора – на оцинкованных листах рисовал незамысловатые сюжеты из лесных зверей, после чего искусно вырезал и расписывал их. В результате долгого и кропотливого труда получилось не просто заурядное ограждение, а настоящий шедевр. Яркий, необычный и сказочный…


Каждая секция забора, словно эпизод из любимых советских мультфильмов. Здесь живут волки с зайцами, вороны с аистами, олени, белки, фазаны и всякая прочая живность. В общем, настоящий сказочный зверинец! А вот на арке, которая украшает искусно расписанные въездные ворота, мирно соседствуют ястреб, петухи и лисицы. Вот бы и в жизни так, где все вместе да под одним небом, мирно и дружно …

Надо признаться, сейчас необычный забор уже утратил былую нарядность, цвета поблекли, а краска во многих местах растрескалась и отслоилась, и все потому, что до сих пор не нашлось художника, желающего помочь восстановить уникальную местную достопримечательность. Тем не менее даже в таком виде резной металлический забор в селе Дмитровка не утратил своей привлекательности и неповторимости. И не утратит никогда, потому что в нем частичка души его талантливого мастера.
Памятник легенде
Говоря о Дмитровке, стоит обязательно рассказать и об ее знаменитом уроженце, тем более что следующая достопримечательность будет особенно интересна любителям военно-исторического туризма. В Дмитровке родился выдающийся советский военачальник, дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Петров Василий Степанович. Случилось это важное для семьи Петровых событие 5 марта 1922 года.

Детство будущего героя прошло в родном селе, но было отнюдь не безмятежным – мать умерла, когда Василию было всего 3 года, а вскоре арестовали и отца. Школьная жизнь проходила сначала в стенах родной Дмитровской школы, а после – Нововасильевской, окончив которую Василий сразу поступил в Сумское артиллерийское училище.

Из училища 19-летний Василий выпустился накануне войны в звании лейтенанта и сразу же отправился к месту службы во Владимир-Волынский укрепрайон, где уже в полдень 22 июня в полной мере применил полученные ранее знания, встречая врага мощным артиллерийским огнём.
Местные жители рассказывают, что незадолго до начала войны во дворе родительского дома Василий посадил дубовый саженец, который в последующем стал для его родных и близких чем-то вроде «дерева надежды». Именно этот молоденький дуб, когда от молодого офицера долгие годы не было никаких вестей, дарил надежду семье Петровых на то, что Василий не погиб. Глядя на крепкое деревце, отец уверял: «Если дерево не засохло, значит и Василий тоже жив!».

И стройный дуб не обманывал. Василий был жив, хоть и далеко не всегда фортуна была к нему благосклонна. В октябре 1943 года при форсировании Днепра в районе Киева и удержании плацдарма он получил тяжелое ранение, в результате которого лишился обеих рук. Уже находясь в госпитале на лечении, Василий Петров узнал о том, что «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, форсирование реки Днепр и проявленные при этом отвагу и геройство» 24 декабря 1943 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.
Несмотря на полученные травмы, несовместимые с дальнейшей службой, Василий Степанович Петров не пал духом и уже в декабре 1944 года снова вернулся на фронт, где продолжил сражаться с врагом, демонстрируя необыкновенные мужество и решительность.
А дальше были наступательные бои в Силезии, удержание плацдарма на реке Одер, ожесточенные бои в районе Ниски, где Василий Петров продемонстрировал образцовое выполнение боевых заданий командования, за что 27 июня 1945 года и был повторно удостоен звания Героя Советского Союза.


На тот момент герою было всего лишь 23 года, и впереди была еще целая жизнь, которую он всецело посвятил службе сначала в Вооружённых Силах СССР, а после и в Вооруженных Силах Украины. Скончался прославленный ветеран на 82-м году жизни и был похоронен на Байковом кладбище в Киеве.
В 2018 году в селе Дмитровка Василию Степановичу Петрову установили памятник, открытие которого было приурочено к 95-летию Приазовского района.

К слову, до недавнего времени в родительском доме героя работал музей-усадьба, за которым смотрела сестра Василия Степановича, Александра. Однако около пяти лет назад музей прекратил свое существование по причине того, что дом был продан и практически полностью разобран. Остался только дуб, как символ мужества, стойкости и героизма легендарного генерал-полковника Василия Степановича Петрова.


«Сафронович» родник + родник
Как известно со школьных уроков химии, сероводород – крайне опасный для здоровья газ, вызывающий тяжелое поражение нервной системы. А вот минеральные воды, насыщенные сероводородом, наоборот, с успехом применяются при питьевом лечении различных заболеваний и в бальнеотерапии. Как говорится — «все — яд и все — лекарство, то и другое определяет доза».

Приазовский район славится своими сероводородными источниками, а наиболее известный источник Гука находится непосредственно в самом центре пгт. Приазовское. Фактически Приазовский район в прошлом имел неплохие шансы стать местной «Мацестой», ведь на его территории в середине минувшего столетия было разведано 32 источника минеральных вод. К сожалению, богатый санаторно-курортный потенциал района вовремя не был оценён по достоинству и уже на сегодняшний день большая часть минеральных источников полностью утрачена.
А вот жителям Дмитровки, можно сказать, повезло, ведь на территории села находится аж целых два действующих сероводородных источника. Правда, в прошлом их тоже было значительно больше.
Местные жители рассказывают, что источники самопроизвольно появились в период немецкой оккупации, а уже многим позднее были облагорожены местными жителями.

Один источник находится при въезде в село, на изгибе реки Апанлы, другой – на выезде из села в сторону Федоровки. Первый обустроен весьма скромно – металлическая труба и обветшавший самодельный забор из жердей, а вот другой во время председательствования Алексеева Владимира Викторовича приобрел вполне ухоженный вид и даже получил собственное название «Родник Сафронович» (Сафронович вероятно потому, что рядом жил Филиппов Мефодий Сафронович).

Запах и вкус воды в источниках своеобразные и далеко не каждый отважиться хотя бы один раз попробовать сероводородной водицы, зато звук журчащих источников здесь действует сродни медитации, отменно расслабляет и успокаивает. Таким образом, посещение здешних родников полезно не только для поддержания физического, но и эмоционального здоровья!
Заканчивая это долгий рассказ об истории села и его достопримечательностях, хотелось бы сказать, что Дмитровка очень сильно недооценена с точки зрения туризма. Да, быть может сейчас внешний вид здешних достопримечательностей и оставляет желать лучшего, однако при должном внимании и спонсировании, село с легкостью могло бы стать туристическим магнитом Приазовского района. Впрочем, даже сейчас Дмитровка достойна внимания туристов и путешественников, а потому, проезжая по трассе Мелитополь-Бердянск, обязательно найдите время, чтобы посетить село, где старый храм стоит, родники журчат и лисицы на воротах сидят.
Как найти: Запорожская область, Приазовский район, село Дмитровка
Посещение: бесплатно
Огромная благодарность за помощь в подготовке материала Ольге Николаевне и Повалий Светлане Ивановне.
Интересные места поблизости


Выдержки из газет «Таврические епархиальные ведомости»
1872 — Съ разрѣшенія Преосвященнѣйшаго Гурія, Епископа Таврическаго и Симферопольскаго, мѣстными благочинными освящены новоустроенныя церкви… 26 сентября въ селѣ Дмитріевкѣ, Бердянскаго уѣзда, во имя Успенія Божіей матери
1881 — Перемѣщены на другія мѣста: священникъ Успенской церкви селенія Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, Евѳимій Рыбальскій на вакансію настоятеля къ Троицкой церкви селенія Троицкаго, Мелитопольскаго уѣзда.
Временно открытый въ видѣ опыта, на три года, при Успенской церкви селенія Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, приходъ закрытъ, а при строющемся въ селеніи Степановнѣ, тога же узда, Молитвенномъ домѣ—открытъ приходъ въ видѣ опыта, на три года.
Перемѣщены: исправляющій должность псаломщика успенской церкви селенія Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, Иванъ Сукованченко на таковую же вакансію къ Архангело-Михайловской церкви селенія ЕФремовки, Мелитопольскаго уѣзда.
1882 – Перемѣщены: священники Ѳеодоръ Бойковъ къ Успенской церкви селенія Дмитріевки.
1882 — Исправляющій должность псаломщика при Троицкой церкви мѣстечка Нововасильевки, Бердянскаго уѣзда, Петръ Лонткевичъ, согласно прошенію, уволенъ изъ Епархіальнаго вѣдомства, а на его мѣсто къ Нововасильевской церкви перемѣщенъ обратно изъ селенія Дмитріевки, того же уѣзда, исправляющій должность псаломщика Ѳеодоръ Бойковъ
1882 — Перемѣщеніе: Александръ Ждановскій на псаломщицкую вакансію къ Успенской церкви селенія Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда.
1883 — На рапортѣ благочиннаго, священника Владиміра Экземплярскаго отъ 18 сего октября за Ха 432, при которомъ онъ представилъ рапортъ причта Успенской церкви с. Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда, о пожертвованіяхъ, поступившихъ въ означенную церковь, резолюпія Его Преосвященства, 20 октября за № 3034, послѣдовала таковая: «Изъ рапорта причта молитвеннаго
дома с. Дмитріевки отъ 17 октября 1883 года за № 24 видно, что
на благолѣніе храма церковный староста Даміанъ Цурки собралъ
190 р; сельскій староста Ѳома Матвѣевъ 70 р,\ крестьянки Меланія Воленкова и Ирина Дышлова 15 р.-, крестьянка Татьяна Степанова пожертвовала изъ своихъ средствъ 700 р.\ крестьянинъ Семенъ Чуприна отдалъ участокъ своей земли въ аренду на годъ, и вырученную отъ аренды сумму въ количествѣ 725 р. вложилъ
въ кассу церковную для той же цѣли, а общество прихожанъ устроило каменный домъ для священника Тимоѳея Чайкина, стоющій до 3000 р и намѣрены приступить къ постройкѣ каменнаго дома для училища. Видимо, Дмитріевцы усердные и благочестивые христіане, отзывчивые на всякое доброе дѣло. Призываю на нихъ, а во главѣ ихъ на пастыря ихъ о. Чайкина, благхловеніе Божіе за ихъ доброе настроеніе.
1883 — Открытіе церковно приходскихъ училищъ: священнику Успенской церкви селенія Димитріевки, Бердянскаго уѣзда, Тимоѳею Чайкину разрѣшено открыть училище.
1883 — Утвержденны въ званіи законоучителей народныхъ училищъ: настоятель Успенской церкви селенія Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, Священникъ Тимоѳей Чайкинъ Владимірскаго, состоящаго въ цареводаровскомъ приходѣ.
1884 — с. Дмитріевки (Бодай) крестьянинъ Наумъ Кулишъ пожертвовалъ священническое облаченіе въ 125 р.,
1885 — По указу Его Императорскаго Величества, Святѣйшій Правительствующій Синодъ слушали представленіе Вашего Преосвященства, отъ 17 ноября 1883 года за № 3352, объ утвержденіи самостоятельными уже открытыхъ Епархіальнымъ начальствомъ, въ видѣ опыта, слѣдующихъ8-ми приходовъ: при Успенской церкви селенія Дмитріевки, входящей въ составъ прихода Троицкой церкви селенія НовоВасильевки, Бердянскаго уѣзда;
Святѣйшій Синодъ опредѣляетъ: выдѣлить изъ соединенныхъ приходовъ слѣдующія церкви и молитвенные дома: Успенскую селенія Дмитріевки церковь изъ Ново-Васильевскаго прихода, Бердянскаго уѣзда;
1885 — Опредѣлены псаломщиками: дьяческій сынъ Павелъ Москалевъ
къ Успенской церкви селенія Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда;
1886 — Священникъ Успенской церкви селенія Дмитріевки,Бердянскаго уѣзда, ТимоФей Чайкинъ утвержденъ законоучителемъ Владиміровскаго училища тогоже уѣзда.
1888 — Утверждены въ должности церковнаго старосты: къУспенской церкви селенія Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда,на первое трехлѣтіе, крестьянинъ Павелъ Таицкій;
1889 – Утверждены в роли церковніх старост къ Успенской церкви села Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда, крестьянинъ Яковъ Помазанъ;
1889 — Крестьянамъ с. Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, за пожертвованную въ приходскую Успенскую церковь икону Св. Влаговѣрнаго Князя Александра Невскаго въ кіотѣ и лампаду, стоющія 37 руб. 91 к. и за пріобрѣтеніе новаго колокола въ 15 нуд.въ намять спасенія жизни Государя Императора иЕго Августѣйшаго семейства 17 Октября 1888 года.
1892 — Послушникъ Херсонисскаго монастыря Димитрій Усенко назначенъ на псаломщицкую вакансію къ Успенской церкви с. Дмитріевки (Бадай), Бердянскаго уѣзда.
Псаломщикъ Успенской церкви села Дмитріевкй Георгій Васильковскій рукоположенъ во священника къ Дмитріевской церкви села Цареводаровки.
Объявлена Архипастырская благодарность слѣдующимъ лицамъ: Церковному старостѣ Успенской церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, Іакову Помазану и крестьянамъ: Минѣ Кулишу, Тихону Переклійскому, Кириллу Евфимову, Стефану Васильеву и другимъ—за жертвуемыя ими деньги на обновленіе церковной утвари
1893 -Священники: села Дмитріевки Тимоѳей Чайкинъ и села Ѳедоровки Петръ Лебедевъ перемѣщены, согласно прошенію, одинъ па мѣсто другаго
1895 — Утверждены въ должности церковнаго старосты Къ Успенской церкви с. Дмитріевки, Берд. у., крестьянинъ Ѳока Матвѣевъ Матвѣевъ.
1896 — Набедренникомъ: Успенской сел. Дмитріевки (Бодай) Петръ Лебедевъ
1897 -Утверждены въ должности церковнаго старосты. Къ Успенской церкви с. Дмитріевки, Берд. уѣзда, поселянинъ Кириллъ Евѳиміевъ Ефимовъ.
Надзиратель Таврической духовной семинаріи Александръ Кошарновскій рукоположенъ во священника къ
Успенской церкви с. Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда.
1898 — Предоставлены просФорническін мѣста: вдовѣ священника Вѣрѣ Русанввичъ при Успенской церкви сел. Дмитріевки и разрѣшено ей печь просфоры для прихода Покровской церкви с. Ѳедоровки—временно
1899 — Состоящій въ должности церковнаго старосты Успенской церкви сел. Дмитріевки, Дмитріевскій поселянинъ Кириллъ Ефимовъ, ревнуя о благолѣпіи св. храма, пріобрѣлъ на личныя средства для своей приходской церкви двѣ металпческія вызолоченныя хоругви въ 250 р., деревянный вызолоченный выносной крестъ и двѣ бархатныхъ хоругви въ 60 р, всего по 310 р. На донесеніи объ этомъ Благочиннаго, священника Стефана Извицкаго, резолюція Преосвященнѣйшаго Николая, Епископа Таврическаго и Симферопольскаго,послѣдовала таковая: „Выразить жертвователю мою благодарность,поручивъ причту отслужить торжественно молебенъ о его здравіисъ многолѣтіемъ, записавъ при этомъ его имя и его родныхъ въ синодикъ.»
1900 — Списокъ лицамъ, удостоеннымъ Его Преосвященствомъ, Преосвященнѣйшимъ Николаемъ, Епископомъ Таврическимъ и Симферопольснимъ, награжденія набедренникомъ — Успенской ц. с. Дмитріевки, того-же уѣзда, свящ. Ѳеодоръ Кулинскій.
1900 — Утверждены церковными старостами къ Успенской церквп с. Дмитріевки, Берд. уѣзда—Кириллъ Евфимовъ.
1901 — Увольненіе отъ должностей: Крестьянпнъ Кириллъ Евфимовъ, согласно прошенію,—отъ должности церковнаго старосты Успенской церкви с. Дмитріевки,Бердянскаго уѣзда.
1901 — Священникъ Рождество-Богородичной церкви села Ново-Софіевки, Днѣпровскаго уѣзда. Василій Юховъ перемѣщенъ, согласно прошенію, къ Успенской церкви села Дмитріевки (Бодай),
Бердянскаго уѣзда
1904 — Утверждены церковными старостами: Резолюціей Его Преосвященства, отъ 2 іюля крестьянинъ Іоаннъ Помазанъ—къ Успенской церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда.
1906 — Опредѣленіемъ консисторіи, утвержденнымъ Его Преосвященствомъ 22 декабря за № 7615, священники: Успенской церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, Василій Юховъ
1906 — Резолюціею Его Преосвященства, отъ 6 марта за № 1753,
священники: Успенской церкви села Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда, Василій Юховъ и Св.-Лукинской церкви села Лакъ, Ялтинскаго уѣзда, Елеазаръ Спиридоновъ— одинъ на мѣсто другого
1906 — Резолюціею Его Преосвященства,отъ 30 мая за №875, священники: Успенекой церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, Елеазаръ Спиридоновъ и Александро-Невской церквисела Акъ-НІсихъ, Перекопскаго уѣзда, Тимоѳей Чайкинъ—одинъ на мѣсто другого
1906 — ІІрѳдоставлено просфорническое мѣсто: Согласно прошенію., резолюціею Его Преосвященства отъ 9 сентября за №.6300, вдовѣ псаломщика Клавдіи Ткаченко — при Покровской церкви села Ѳедоровки и Успенской села Дмитріевки, Бердянскаго ѵѣзда
1907 — Утверждены церковными старостами: Резолюціей Его Преосвященства, отъ 25 августа за № 5731 крестьянинъ Мартиніанъ Переклійскій—къ Успенской церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣзд
1908 – Утверждены: Резолюціею Его Преосвященства отъ 16 апрѣля за № 1724 и. д. псаломщика церкви села Дмитріевки Александръ Ваковскій—означенной должностей
1910 — Преподано Архипастырское благословен іе, церковному старостѣ Успенской церкви села Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда, Мартиніану Переклійскому—за усердную и полезную службу.
1911 — наперснымъ крестомъ, отъ Святѣйшаго Сѵнода выдаваемымъ… церкви села Дмитріевки (Бодай), того же уѣзда, священникъ Тимоѳей Чайкинъ;
1911 — Утверждены церковными старостами: отъ 18 іюля за № 4184, крестьянинъ Мартиніанъ Переклійскій—къ Успенской церкви села Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда;
1911 — Государь Императоръ, по всеподданнѣйшему докладу Кавалерской Думы ордена Св. Анны, въ 3-й день февраля сего года, Всемилостивѣйше соизволилъ, согласно удостоенію Святѣйшаго Сѵнода, пожаловать сей орденъ 3-й степени слѣдующимъ лицамъ: с. Дмитріевки (Бодай), того же у., Тимоѳею Чайкину,
1912 — Преподано Архипастырское благословеніе: Крестьянину Евстафію Ѳеодорову и крестьянкѣ Анастасіи Воленко-зл пожертвованіе въ Успенскую церковь села Дмитріевки, Бердянскаго уѣзда, двухъ иконъ стоимостью 130 рублей
1914 — Утверждены въ должности церковнаго старосты: 4 сентября крестьянинъ Захарій Гордѣевъ къ Успенской ц. с. Дмитріевки (Бодай) Берд.
1916 – Умеръ: Псаломщикъ Успенской церкви села Дмитріевки (Бодай), Бердянскаго уѣзда, Александръ Маковскій—6-го декабря сего года.
1917 — Преподано Архипастырское благословеніе: Церковному старостѣ Успенской церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣда, Захарію Гордѣеву
за усердное исполненіе своихъ и за больного псаломщика обязаностей. 1917
Окончившій школу псаломщ. Николай Гулевский на должность псаломщ. къ Успенской церкви с. Дмитріевки (Бодай), Бѳрд.у.
1917 — Преподано Архипастырское благословеніе:
Церковному старостѣ Успенской церкви села Дмитріевки, Бердянскаго уѣда, Захарію Гордѣеву за усердное исполненіе своихъ и за больного псаломщика обязаностей.
1917 — Окончившій школу псаломщ. Николай Гулевский на должность псаломщ. къ Успенской церкви с. Дмитріевки (Бодай), Берд. У.
Наперстнымъ крестомъ отъ Святейшаго Синода выдаваемымъ: ц. с. Дмитріевки, Берд.у., св. Тимофей Чайкинъ
Приятно читать. Хотел бы отметить в первую очередь грамотность автора, столько труда вложено! Я лично был в селе и хотел бы отметить труд жестянщика — эту красоту словами просто не передать. Конечно, не помешало бы отреставрировать забор!Огромное спасибо вам за ваш труд!
Спсибо вам большое за столь душевный отзыв!