Энергия, оптимизм, радость, тепло, счастье — с такими словами у большинства людей ассоциируется оранжевый цвет. Психологи утверждают, что оранжевый цвет оказывает положительное психотерапевтическое влияние, повышает настроение, отлично тонизирует и стимулирует творческий процесс.
В некоторых религиях оранжевому цвету придают особенное значение, однако в христианстве этот цвет не нашел «своего места» в церковных канонах — вот почему православные храмы, оформленные в оранжевых тонах, туристам и паломникам приходится видеть нечасто.
Тем не менее в Запорожской области есть храм, стены которого частично выкрашены в насыщенно-яркий, хоть и довольно редкий для Церкви, цвет, и увидеть его можно в селе Благовещенка Бильмакского района.
Проехать мимо такой нарядной церкви просто невозможно, ведь её красочные фасады уже издалека привлекают внимание гостей села, приятно контрастируя с сочной зеленью деревьев летом, и эффектно выделяясь на фоне серого уныния — зимой.
Внешне Свято-Преображенский храм выглядит настолько «позитивно», что от одного только созерцания его испытываешь духовный подъем и прилив жизненных сил.
Со стороны даже может показаться, что нарядную сельскую святыню обошли стороной чудовищные события XX века, оставившие отпечаток на тысячах других храмов по всей стране, однако прошлое Свято-Преображенского храма было далеко не безоблачным и в его историю вписано немало трагичных страниц.
Из истории села
Село Благовещенка, расположенное на берегах реки Грузской, относится к старейшим населенным пунктам Запорожской области. Точная дата основания села до сих пор окончательно не установлена, а историки и краеведы таковой называют 1803, 1806 и даже 1811 годы, когда Благовещенка впервые упоминается в официальных документах.
Согласно энциклопедии «История городов и сел Украинской ССР», село Благовещенка было основано еще во второй половине XVIII века как войсковая слобода, позже преобразованная в казенное селение и заселенное выходцами из Черниговской и Полтавской губерний.
В пользу более ранней версии основания села говорят и старые карты, согласно которым уже в 1790 году слобода Благовещенское (а именно так тогда называлась Благовещенка) была довольно крупным населенным пунктом. Селение быстро разрасталось и богатело, чему способствовало его удачное расположение вдоль старого Мариупольского тракта, который прежде соединял крепости Днепровской оборонительной линии.
По ревизии 1811 года в селе уже проживало 557 семей козаков и 43 семьи государственных крестьян.
Разумеется, что такое большое селение не могло существовать без храма, ведь его жители нуждались в регулярном исправлении церковных треб. Несмотря на то, что в открытых источниках не удалось найти упоминание о первой церкви в селе Благовещенка, можно предположить, что таковая несомненно была (возможно, это была деревянная церковь или небольшой молитвенный дом), и именно она обозначена на карте Шуберта 1832 года.
К середине XIX века размеры Благовещенки уже не уступали нынешним; на её окраинах работали около десятка ветряных мельниц, а в 344 дворах проживало около 2600 человек. Численность населения Благовещенки продолжала неуклонно расти, а вместе с тем увеличивалось и число прихожан, что требовало дальнейшего расширения церкви.
Местные жители сохранили в своей памяти предание о том, как именно в Благовещенке появилась новый храм и оно гласит следующее: в 1840-е годы через Благовещенку проезжал чиновник, который вез проекты храмов для крупных городов. Когда усталый путник задремал, благовещенцы поинтересовались его документами и настолько им пришелся по душе проект одного из храмов, что они решили его позаимствовать. Вскоре в Благовещенке началось строительство новой святыни, которое длилось на протяжении двух десятилетий.
Так ли было на самом деле или нет, впрочем, сегодня не так и важно, но уже в 1861 году строительство большого кирпичного храма, которое осуществлялось тщанием прихожан, было окончено. Церковь имела один престол во имя Преображения Господня и высокую колокольню, перезвон колоколов которой был узнаваем во всей округе.
Жители Благовещенки гордились своей святыней и с радостью шли в храм, чтобы вместе помолиться, получить облегчение, вразумление и наставление. Однако спокойная и безмятежная жизнь в Благовещенке была омрачена событием, которое вошло трагичной страницей в историю Свято-Преображенского храма.
Убийство священника и его жены
В ночь с 21 на 22 апреля 1886 года были жестоко убиты священник Роман Краснокутский и его супруга Анна Краснокутская (в девичестве Эккъ).
Роман Краснокутский родился в 1819 году в селе Манвеловка Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. В 1841 году был рукоположен в сан священника к Покровской церкви села Алексеевки Александровского уезда, но уже в скором времени переселился в соседнее село Благовещенку, где и жил до конца своих дней.
Вот как в статье «Екатеринославских епархиальных ведомостей» охарактеризовали деятельность священника:
«45 лет жизни в одном приходе! Редкий пример и достойный подражания. В продолжении сорокапятилетнего периода у о. Краснокутского были самые лучшие отношения к своим прихожанам. Отец Краснокутский был строгий исполнитель своих пастырских обязанностей.Он был ревностный служитель церкви, исправный проповедник и образцовый учитель народа…»
Казалось бы, такой продолжительный период служения в одном приходе и такие теплые отношения с прихожанами могли бы стать полной гарантией безопасности священника, любви и преданности народа к нему. А между тем действительность представила полную противоположность: священник и его жена были убиты в собственном доме.
Еще большего трагизма ситуации добавляет тот факт, что убийцами супругов стали три односельчанина, один из которых (24 лет отроду) был воспитанником священника и, как говорится, вхож в его дом.
Не будем вдаваться в подробности зверского и, следует заметить, заранее спланированного преступления, но уже утром 22 апреля преступники были задержаны. Как выяснилось позже, единственным мотивом преступления стало желание добыть денег, а цена двух отнятых жизней составила 256 рублей.
Убийство отца Краснокутского стало тяжелым ударом для жителей Благовещенки, ведь он был не просто священником, но и главой большой благовещенской семьи, за советом и помощью к которому шли стар и млад.
Но время шло и вскоре на праздное священническое место был назначен новый пастырь. В 1898 году при храме было утверждено церковно-приходское попечительство из 37 человек, председателем которого стал священник Александр Краснопольский.
Село Благовещенка и Свято-Преображенский храм в начале ХХ века
В начале ХХ века в Благовещенке проживало уже около 6 тысяч человек, работали 1 паровая мельница, 12 кирпично-черепичных заводов, 3 лавки и 3 земские школы, одна из которых была учреждена еще отцом Романом Краснокутским в 1850-е годы как церковно-приходская, а уже в 1870-е годы (при содействии барона Николая Корфа) обращена в земскую.
Храм в честь Преображения Господня был главным украшением села и с годами становился краше и лучше.
Он располагался за красивой каменной оградой, в окружении большого ухоженного парка. Содержание храма обходилось в 300 рублей, а в составе притча числилось 2 священника (Павел Васильевич Васильев и Снегуровский Ананий Афанасьевич) и 2 псаломщика (Лев Федорович Чайкин и Сергей Александрович Капустянский). Священники проживали в церковных домах, один из которых сохранился до настоящего времени.
Храм во времена безбожия
И вновь спокойная и размеренная жизнь благовещенцев была прервана, но на этот раз чередой тяжелых испытаний, с которыми столкнулась страна в первые десятилетия ХХ века (революции, война, голод). Когда же жители Благовещенки особо сильно нуждались в поддержке и духовной помощи, до Благовещенки докатилась волна воинственного атеизма, которая на своем пути уничтожила уже не одну сотню религиозных строений.
1933 годом датируется новая трагичная страница истории Свято-Преображенского храма, когда безбожники разрушили южную и северную ветви здания, чтобы лишить его крестообразной формы. С помощью лошадей и трактора атеисты сорвали купол и крест, а напоследок уничтожили иконы и всю церковную утварь, сопровождая свое бесчинство криками «Бога нет!». Говорят, еще долго местные жители в окнах поруганного храма видели святые лики, которые проступали там время от времени, несмотря на тщательные попытки их забелить.
Здание поруганной святыни приспособили сначала под спортзал, постом сельский клуб, а после — зернохранилище.
Во время немецкой оккупации полуразрушенный храм возобновил свою работу. Служил в нем священник — отец Ананий. Когда в 1943 году в ходе освобождения советскими войсками над селом рокотали взрывы артиллерийских снарядов, старенький священник, стоя на коленях, усердно молился. Говорят, что сила его молитвы была настолько велика, что ни один снаряд не попал в храм, а село чудом избежало катастрофических разрушений.
Вплоть до 1959 года жители Благовещенки приходили в церковь к отцу Ананию за советом, разумным наставлением и облегчением душевных скорбей.
Последняя служба в храме Преображения Господня прошла 19 января 1959 года на праздник Богоявления. В ту же ночь храм ограбили, вынесли иконы и всю церковную утварь. Сельская святыня, лишившись креста, была окончательно закрыта, а жители Благовещенки на долгих 30 лет остались без духовного утешения.
Возрождение храма в селе Благовещенка
Несмотря на долгий бесцерковный период, вера в сердцах благовещенцев не угасла и уже в 1990 году по инициативе жителей Благовещенки началась реставрация старинной полуразрушенной святыни.
Постепенно были восстановлены северный и южный приделы, колокольня, подкупольный барабан и решетки на окнах, а уже 1991 году на храм водрузили купол и крест.
Кирпичный фасад со следами реставрации был со временем оштукатурен, а в последние несколько лет — полностью выкрашен. Следует заметить, что необычное цветовое решение фасада не только подчеркнуло индивидуальность Свято-Преображенского храма, но и придало старинному строению необычайную легкость и свежесть.
Сегодня полностью отреставрированный Свято-Преображенский храм является главным украшением и достопримечательностью Благовещенки, а также источником радости и духовной силы для жителей и гостей села.
Как найти: Запорожская область, Бильмакский район, село Благовещенка
Посещение: бесплатно
Чтобы поддержать сайт, нажмите здесь.
Интересные места поблизости
Храм в селе Берестовое, что на реке Берестовой
Спасибо огромное за статью, читает на одном дыхании,а фотографии полной мерой дополняют её.
Спасибо за комментарий! Рада, что вам понравилось!)
Здравствуйте, очень хорошая статья. Я автор книги «Благовещенка. История одной церкви». Очень прошу вас сделать ссылку в своей статье на мою публикацию. Этот материал я опубликовал в 2020 году.
Спасибо, что написали. Я вас искала) Напишу на почту)
ЛЮБЛЮ, Ваши работы. Буду ждать с нетерпением новые статьи