В живописном уголке Херсонской области, где разноцветные поля упираются в холмистые правобережные кручи, а жаркий степной воздух приобретает бодрящую свежесть; где во все стороны открывается панорамный вид на широкое водное пространство Днепра, а на горизонте в легкой дымке растворяется село Каиры; неторопливо возрождается из руин старинная мужская обитель — Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь.
Еще столетие назад Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь входил в десятку богатейших монастырей Российской империи и в духовном плане занимал второе место после Киево-Печерской Лавры. Полтора столетия служил он духовному исправлению народа и, подобно спасительному маяку, озарял полуденный край светом Христовой истины. На молитву сюда стекались стар и млад, обычные крестьяне и венценосные особы. Поток паломников к святой обители никогда не иссякал.
Сегодня от богатейшего старинного мужского монастыря остались практически одни руины, увидеть которые приезжают туристы и паломники из разных уголков Украины. Однако далеко не каждый, кто приезжает к, веками намоленному святыми подвижниками, месту, знают, какую славную и трагичную историю молчаливо хранят эти величественные строения.
А началась история Свято-Григорьевского Бизюкового мужского монастыря в селе Червоный (Красный) Маяк еще задолго до его основания в Херсонском уезде и уходит своими корнями в начало XVII столетия к двум разным обителям, значительно отдаленным друг от друга во времени и пространстве.
Софрониева пустынь
Первая обитель, с которой тесно связана история мужского монастыря на Херсонщине, была основана в 25 километрах от города Путивля на вершине Чудной горы (сегодня Сумская область).
Сложно представить более уединенное место, в котором могла бы вырасти пустынь (*а пустынью в старину называли монастырь, построенный в безлюдном месте). Чудную гору с трех сторон окружало Молченское болото. Ее склоны покрывал густой лес, а вглубь уходило множество подземных ходов, в которых еще со времен Крещения Руси селились, искавшие уединения, монахи. Сюда же бежали и монахи из Киево-Печерской Лавры, разрушенной в 1240 году ордой хана Батыя.
Официальной датой основания мужского монастыря на Чудной горе считается 1630 год, когда была построена первая каменная церковь Рождества Богородицы. Назывался он Софрониевой пустынью в честь первого строителя и настоятеля — иеромонаха Софрония.
Обширный монастырь славился своим богатством, гостеприимством и строгим соблюдением иноческих правил по чину знаменитой Киево-Печерской Лавры.
Крестовоздвиженский Бизюков монастырь
Сейчас отвлечемся от Софрониевой пустыни и перенесемся значительно севернее, в Смоленское княжество, а точнее — село Бизюково, принадлежащее боярину Федору Михайловичу Салтыкову. Несмотря на значительное мирское богатство, а владел Федор Салтыков довольно обширными поместьями, человеком он был глубоко верующим и очень набожным.
«Пренебрегая земной славой, отказываясь от сопутствующих ей почестей, Салтыков стремился к более возвышенному и существенному для души его — к будущему бесконечному на небеси блаженству» © Н. Ф. Ногачевский
Вокруг уже существующей в селе Крестовоздвиженской церкви, на свои личные средства Федор Михайлович построил монастырь (1640-1650 годы), который с первых дней основания значился ставропигиальным. Там боярин принял монашеский постриг с именем Сергий, и всю оставшуюся жизнь посвятил служению Богу.
До конца своих дней иеромонах Сергий — в миру боярин Салтыков, усердно трудился, приумножая богатство Крестовоздвиженского Бизюкового монастыря, в вечное владение которого он так же передал все свое земное богатство.
Так складывалась история второй обители, от которой произошел Свято-Григорьевский Бизюков мужской монастырь.
Глухов
А пока Софрониева пустынь близ города Путивля и Крестовоздвиженский Бизюков монастырь в Смоленской губернии еще не имели точек соприкосновения и каждая по отдельности служила Православию, в одном из старейших городов Киевской Руси — Глухове, в семье Петра Маслова — гетманского козака по происхождению и купца по ремеслу, произошло важное событие — родился наследник, которого назвали Федором.
С малых лет мальчика обучали грамоте и арифметике, чтобы тот в будущем смог стать достойным преемником отцовского дела. Уже в двадцатилетнем возрасте Федору выпал шанс применить полученные знания на практике, но «будучи от природы пылким и предприимчивым, на деле же неопытным, в отсутствии отца рисковой и неудачной торговлей расстроил его достояние и наделал много долгов, после чего, страшась отцовского наказания бежал в Молдавию» © Н. Ф. Ногачевский
В Молдавии Федор поступил послушником в Нямецкий монастырь, где уже в тридцатилетнем возрасте с именем Феодосий принял постриг, а после долгих лет строго подвижнической жизни получил должность настоятеля в одном из богатейших молдавских обителей — Тисманском монастыре.
Тисманский монастырь и подвиг отца Феодосия
Настоятельство отца Феодосия в Тисманском монастыре совпало с началом затяжной русско-турецкой войны (1768-1774 гг.), которая закончилась в 1774 году подписанием Кючук-Кайнарджийского мирного договора и постепенным присоединением Северного Причерноморья к Российской империи, в том числе и тех земель, где уже совсем скоро «луч православного верования озарит всю область своим победоносным светом».
В первые годы военные действия разворачивались не в пользу русской стороны, а армия, которая располагалась как раз недалеко от Тисманского монастыря, испытывала острую нехватку в провизии. Отец Феодосий узнав о том, что его соотечественники находится в крайне затруднительном положении и, рискуя собственной жизнью, начал тайно из монастыря поставлять продовольствие нуждающимся солдатам.
И хоть очень скоро русские войска были вынуждены оставить Молдавию, старания православного священника не остались незамеченными. Григорий Потемкин, под начальством которого находилась русская армия, высоко оценил христианский подвиг любви и милосердия отца Феодосия, пообещав донести о нем императрице. Турецкий же султан, напротив, пребывая в страшном гневе из-за прямого пособничества православных священнослужителей русской армии (ведь Молдавия в то время являлась вассалом Османской империи), послал отряд янычар, чтобы как можно скорее разорить православный монастырь, а настоятеля Феодосия доставить в Константинополь для публичной казни.
Исполнение приказа не заставило себя долго ждать и в тот момент, когда многие монахи уже были убиты, а отец Феодосий заключен в оковы, случилось поистине чудо. К беспощадным карателям у игумена была последняя просьба — с оставшимися в живых братьями в последний раз помолиться в церкви. Откуда было знать янычарам, сторожившим всю ночь выход из храма, что из-под его алтарной части есть тайный ход, по которому настоятель незаметно покинул церковь. Верхом на лошади отец Феодосий добрался в русский лагерь на турецкой границе, где был тепло и радостно встречен Потемкиным.
Через несколько дней беглеца отправили в Санкт-Петербург, где императрица Екатерина II, за преданность русскому престолу, назначила отцу Феодосию пожизненную пенсию и предложила выбрать место дальнейшего настоятельства. Выбор пал на Софрониеву пустынь на вершине Чудной горы, которая была ближе других к его родному Глухову и в 1779 году отец Феодосий стал ее игуменом.
Подворье Софрониевской пустыни
К тому времени территория нынешней Херсонской области уже вошла в состав Российской империи и мало обитаемый край начал постепенно заселяться, чему способствовало щедрое размежевание тамошних земель. Ввиду того, что Софрониева пустынь на Чудной горе владела довольно скромными земельными угодьями, отец Феодосий обратился к благодетелю Григорию Потемкину с просьбой — выделить участок земли в Новороссийской губернии, чтобы устроить там монастырское подворье с церковью.
23 мая 1782 года указом Новороссийской Губернской Канцелярии отцу Феодосию было выделено 3245 десятин земли на правом берегу Пропасной балки и 2000 десятин плавней до реки Конки. На жалованные земли отец Феодосий отправил самых способных монахов, а небольшое монашеское поселение в Херсонском уезде стало называться подворьем Софрониевой пустыни или же просто — Софрониевским подворьем.
«Новые поселенцы строго придерживались отеческих преданий, благополучно и с успехом хозяйничали на дарственной земле. Не было у них только храма Божия, где бы они могли найти отдых после трудов своих и душевный покой…»
В скором времени в Софрониевском подворье была построена и освящена первая деревянная церковь во имя священномученика Григория — небесного покровителя князя Потемкина, который принимал активное участие в ее устройстве. Первоначально она располагалась на правом берегу Пропасной балки, но по той причине, что доступ к ней был значительно затруднен, Софрониевское подворье вместе с церковью перенесли на противоположный берег, где Святогригорьевская церковь была перестроена уже из камня и освящена в 1783 году.
«С этих пор бывшая пустыня огласилась молитвою и благовестием слова Божия».
Благодаря стараниям монахов и чуткому руководству отца Феодосия, подворье, которое требовало его частого личного присутствия успешно развивалось и процветало и со временем стало называться Новогригорьевской пустынью.
Учреждение Григорьевского Бизюкового монастыря
А тем временем, пока луч православия в Херсонском уезде становился все ярче, а молитва звучала все громче, в далекой Смоленской губернии, в 1000 километрах от Херсонского уезда, приходил в упадок тот самый монастырь, некогда построенный боярином Салтыковым.
Причиной обветшания и разрушения Крестовоздвиженского Бизюкового монастыря стал пожар, случившийся там в 1762 году.
Когда состояние обители стало буквально критическим, архимандрит Михаил обратился к Святейшему Синоду с просьбой выделить на ее восстановление внушительную, по меркам той эпохи, сумму в размере 30 тысяч рублей.
А пока настоятель монастыря в Смоленской губернии ожидал решения Святейшего Синода, в Софрониевой пустыни на Чудной горе в возрасте 82 лет скончался отец Феодосий — первый учредитель Софрониевского подворья, читай Новогригорьевской пустыни, в Херсонском уезде.
А дальше происходит следующее. От Екатеринославского архиепископа Афанасия в Святейший Синод поступает донесение, где архиепископ деликатно напоминает о том, что земли, на которых уже благополучно развивается Софрониевское подворье (она же Новогригорьевская пустынь), после кончины отца Феодосия более никому не принадлежат, так как жалованы ему были на ограниченный срок. А ввиду того, что в Екатеринославской епархии нет ни одного штатного монастыря, архиепископ просит на месте Софрониевского подворья/Новогригорьевской пустыни в Херсонском уезде образовать самостоятельный штатный монастырь.
Святейший Синод, рассмотрев донесение Екатеринославского архиепископа с одной стороны и просьбу настоятеля Крестовоздвиженского Бизюкова монастыря на ассигнование суммы в размере 30 тысяч рублей — с другой, принимает решение, после которого 4 декабря 1803 года следует Высочайший указ Александра I. На месте Софрониевского подворья/ Новогригорьевской пустыни, учредить штатный второклассный монастырь, а Бизюков монастырь в Смоленской губернии упразднить. Братию из Бизюкового монастыря вместе со всем его имуществом перевести в новый учрежденный монастырь, который с тех пор стал называться Григорьевским Бизюковым.
Григорьевский Бизюков монастырь
Вот так и закончилась запутанная история основания мужской обители на Херсонщине, которая незримой нитью соединила на своих страницах разные государства, знаменательные события, отдаленные монастыри и исторические персонажи.
Первым настоятелем новой учрежденной обители стал архимандрит Досифей, который буквально с чистого листа начал историю уже самостоятельного монастыря. Почему же с чистого, можете подумать вы, ведь прежде на этом месте уже на протяжении двадцати лет росло и развивалось монастырское подворье? Дело в том, что в тот кратчайший промежуток времени, пока происходил переезд монастыря из Смоленской губернии в Херсонский уезд, монахи, жившие здесь ранее, успели полностью вывезти в Софрониеву пустынь на Чудной горе не только все церковное имущество, но и весь скот. Все, что осталось вновь прибывшей братии — 4 лошади, 4 вола, двести с лишним четвертей хлеба и немного церковной утвари. А из всего имущества, что перевозилось из упраздненного монастыря, досталось тоже немного доброго, за исключением колокола в 103 пуда.
Несмотря на это, стараниями настоятеля Досифея и братии, монастырь начал мало-помалу расти и украшаться.
За более чем столетнюю историю существования Григорьевского Бизюкового монастыря у него было много настоятелей и наместников, общими стараниями которых обитель достигла небывалого расцвета и по своему богатству занимала почетное 4 место в десятке богатейших монастырей Российской империи.
Расцвет монастыря
В начале XX века монастырь представлял собой большое поселение со всеми необходимыми для существования строениями и находился на подъеме материальной и духовной жизни. Земельные владения монастыря занимали 32 тысячи гектаров, на которых произрастали сады и виноградники, располагались обширные пастбища и выращивались разнообразные зерновые культуры. Доход составлял 500-800 тысяч рублей в год.
Территория монастыря была ограждена высоким каменным забором, на углах которого возвышались конусовидные башни, увенчанные крестами. Ограда строилась в несколько этапов и неоднократно достраивалась и видоизменялась, как собственно и вся территория обители, где на протяжении столетия непрерывно происходили изменения и улучшения.
Даже сегодня описание архитектурно-паркового ансамбля Григорьевского Бизюкового монастыря поражает воображение, а стоит ли говорить о том, какое неизгладимое впечатление производило на паломников величие монастырских строений в начале двадцатого века?!
На территории действовало 5 церквей и один собор:
— первая церковь во имя священно мученика Григория была построена в 1783 году. В ее устройстве непосредственно участие принимали те запорожские козаки, которые не оставили своих территорий после ликвидации Сечи и помогали монастырю как финансово, так и физической силой в строительстве некоторых монастырских зданий. Именно потому первая церковь еще часто называлась «запорожской».
— рядом с первой церковью располагалась однопрестольная Покровская церковь, которая была возведена на средства помещика Блажкова и освящена 13 сентября 1822 года
— Пантелеймоновская церковь
— Спасская церковь с сиротским приютом при ней, рассчитанным на 200 мест
— домовая церковь Трех Святителей (Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского и Митрофана Воронежского), которая располагалась в северо-восточной части архиерейского особняка.
Особое звучание архитектуре Григорьевского Бизюкового монастыря придавал Вознесенский собор, красота и просторность которого у каждого посетителя вызывали восхищение, а звон 103 пудового колокола, располагавшегося в соборной колокольне, разливался на десятки верст вокруг. Сооружение собора для многих настоятелей и архиепископов монастыря было одним из самых задушевных желаний. Его проект был заказан в Одессе, в Техническом бюро инженера-техника г. Мельникова, а строительство, которое началось в 1886 году, длилось на протяжении семи лет. Освящен собор в честь Вознесения Господня 9 мая 1894 года.
Рядом с собором, практически у крутого обрыва, возвышалось еще одно не менее грандиозное каменное строение — архиерейский особняк с домовой церковью при нем во имя трех Святителей. Построен он был в 1870-е годы архимандритом Арсением и предназначался для проживания высшего священства и царских персон (в 1916 году монастырь посетил царь Николай II с семьей).
Гармонично вписывались в архитектурный ансамбль монастыря кирпичная трапезная и трехэтажный братский корпус.
Атмосферу утонченности и величия дополняли солнечные часы, установленные инженером Александром Сухотиным с южной стороны монастыря, смотровые альтанки в виде ракушек у обрывистого берега, откуда открывался незабываемый вид на первозданную красоту днепровских плавней и два круглых фонтана, которые еще больше дополняли общую картину роскоши и богатства.
При монастыре работала библиотека, наполненная лучшими творениями святых отцов и духовных писателей, а в ее архивах хранились старинные евангелии и несколько царских грамот.
Монастырские строения располагались не только на территории, ограниченной высоким забором, но и занимали значительное пространство за ним.
В 1876 году в 30-ти саженях от монастыря была построена первая гостиница для паломников, а уже 1890-е годы иеромонахом Митрофаном достроены гостиный двор с жилыми зданиями и двухэтажная гостиница. Справа к гостинице примыкала одноэтажная больница, построенная по проекту К. В. Бибера, помощь в которой оказывали как амбулаторно, так и стационарно. Лечили тиф, дизентерию, пневмонию и сибирскую язву.
В 1914 году недалеко от монастыря, в грандиозном трехэтажном здании, была открыта духовная семинария, где в период с 25 июля по 5 августа 1917 года состоялся V Общероссийский съезд православных миссионеров — первый и единственный для Григорьевского Бизюкового монастыря и последний на ближайшие 80 лет для Русской Православной Церкви.
При монастыре действовали всевозможные мастерские, кузни, плотницкие, поилки для животных. Работали: ветряная мельница, молочарня, винодельня, маслобойня, известковые и кирпичные печи, а так же два рыбзавода и пасека.
Внизу, на берегу Днепра, куда вела вымощенная лестница, стоял причал, к которому причаливали лодки с паломниками и во всю мощь работали электростанции и водокачка.
Отдельно стоить отметить, что на монастырские средства также содержалась богадельня (приют для старых и немощных) и черная столовая для бродячего люда.
От великолепия к руинам
События 1917 года и приход советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Григорьевского Бизюкового монастыря. Сразу же после революции обитель закрывают, земли со всеми строениями национализируют, а большую часть насельников — выселяют. На территорию монастыря поочередно врываются партизанские отряды, чтобы «позаимствовать» полотно церковных икон для починки одежды и большевистские банды, устраивающие над немногочисленными монахами жесткие расправы, следы которых до сих пор видны в погребе винодельни. Вслед за чередой религиозных гонений наступил 80-ти летний период планомерного разрушения монастырских строений:
— одним из первых было разграблено и разрушено красивейшее здание духовной семинарии
— в 1923 году на территории монастыря создают совхоз, а на месте монастырского виноградника и Предтеченского скита вырастают ряды однотипных домов села Красный Маяк
— в 1929 году на индустриализацию страны работники совхоза сдают 103 пудовый колокол, вылитый в 1765 году в Москве и перевезенный сюда из Смоленской губернии
— а уже в 1937 году, когда страна находится на пике атеизма, без малейшего сожаления уничтожается главный виновник былого монастырского величия — Вознесенский собор. Кажется именно тогда окончательно перестало биться сердце монастыря, который на протяжении столетия служил верующим людям духовным маяком, а заблудшим душам — домом.
Вплоть до 60-х годов прошлого века в центре бывшего монастыря еще возвышались 4 огромные арки собора, но и они были беспощадно разрушены. Уцелела одна единственная арка, которая не сдалась усердию советских атеистов, оснащенных взрывчаткой и стальным тросами, и вопреки всему продолжила величественно возвышаться над поруганным местом.
Разрушение монастыря продолжилось и после Второй Мировой войны, когда на стройматериал, необходимый для послевоенного восстановления страны, были разобраны всевозможные монастырские строения, в том числе и первая «запорожская» церковь (в 1956 году), а чудом уцелевшие здания стали приспосабливаются под разнообразные нужды социалистического общества. В Покровской церкви открывается дом культуры, а в сиротском доме около Спасской церкви сначала работает школа, а позже — ПТУ. Еще до войны в разрушенном Вознесенском соборе жителей села развлекают циркачи и канатоходцы приезжего цирка, а уже в 1972 году единственная уцелевшая арка Вознесенского собора становится винтажной декорацией летнего кинотеатра.
Оставшееся наследие
Еще в 1894 году летописец Григорьевского Бизюкового монастыря Н.Ф. Ногачевский вот как восторженно и красочно описывал увиденное:
«Чудный, поэтический вид представляют эти плавни, когда зеленеют весной и летом. Затем открывается весь монастырь со своими церквями и различного рода зданиями. Все вместе взятое, как-то: строения монастыря, живописные плавни, Днепр, озера и большое селение, сливаясь, еще более увеличивает и придает красоту той местности, где расположен Бизюков монастырь».
Спустя столетие окружение монастыря, как и сам монастырь очень сильно изменились.
В результате заполнения Каховского водохранилища, живописные плавни навсегда исчезли в водах Днепра, зеркальная гладь которого лишь изредка покрывается мелкой рябью, а атеистическая политика власти стала причиной того, что от восхитительного архитектурно-паркового ансамбля остались сплошные руины.
К моменту распада Страны Советов былое сакральное великолепие уже осталось в далеком прошлом, как забытая красивая сказка, а на его месте воцарилась атмосфера упадка и разрушения.
В 1992 году, когда со сменой власти сменилось и отношение к религии, в разрушенный монастырь постепенно начала возвращаться жизнь. Сначала к святому место потянулись подвижники, а уже сегодня к возрождающемуся монастырю все чаще приезжают туристы и паломники.
Приезжают каждый за своим: одни — помолиться, другие — посмотреть на величие здешних руин. А их здесь такая концентрация на квадратный километр, что не хватит и целого дня для того, чтобы их осмотреть. Здесь каждое здание дышит историей.
К сожалению многие монастырские строения уже навсегда утрачены, а во внешнем облике уцелевших с трудом угадывается первоначальное предназначение. И только лишь огромная арка в центре, которая в сочетании с монументальными ступенями больше походит на портал, по прежнему придает изысканное звучание пусть и разоренному, но невероятно привлекательному архитектурному комплексу.
Сегодня в возрождающемся Свято-Григорьевском Бизюковом монастыре все громче звучит усердная молитва, свет церковных свечей все чаще освещает стены многострадальной обители, а вместе с ними все ярче загорается старинный православный маяк Херсонщины, в славной и многовековой истории которого еще не поставлена последняя точка…
Ретро фото с официального сайта монастыря и sobory.ru
Как найти: Херсонская область, Бериславский район, село Червоный (Красный) Маяк
Посещение: бесплатно
Интересные места поблизости
Спасибо огромное за путешествие .